Чудо из чудес
Отпуск. Владикавказ. Друг Борис Гапбаев подарил мне книгу Валентины Бязыровой «Восьмое чудо света». Я прочитал эту книгу и понял — отпуск прошел не зря.
Глубоко уважаемая Валентина, позвольте не согласиться с названием вашей книги «Восьмое чудо света». Книга — это начало из начал, это основное, самое первое чудо, основа современной цивилизации человечества, то, благодаря чему возник homo sapiens — «разумный человек», и у нас на глазах и в нас рождается новый человек — «сверх-человек», но не по Ницше — «златокудрая бестия», а «следующий гуманный человек», человек-бог. И это «чудо-чудес».
Книга имеет свою религию, своих жрецов и пророков и в их числе мы смело можем назвать имя Валентины Бязыровой, как жрицы и пророчицы «её величества» чуда из чудес — книги. Эту рекомендацию я смело даю от имени нашего фаната книги Васо Абаева. Поверьте, он бы благословил. И мы гордимся, что современная осетинская интеллигенция породила ревностную служительницу книги Валентину Бязырову.
С чего начинается её книга — со стихов Всеволода Рождественского:
Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам.
И разговор наш — краток или долог —
Всегда бывает нужен мне и вам.
Сколько нового и интересного мы узнаем о семье Пушкина, его детях и внуках. О Пушкине — по-пушкински просто, с огромной любовью и откровением душ. Меня посетило большое чувство гордости, что среди нас есть такие высокопрофессиональные литераторы и литературоведы.
Автор открывает нам новые имена, к примеру Павла Александровича Висковатова, благодаря которым остаются жить навеки пророки: Пушкин, Лермонтов и другие.
Сколько новых имен мы узнаем и на сколько знакомых имен мы взглянем по-новому. Игорь Дзахов, Герман Гудиев, Володя Цаллагов — наши великие-печальные.
У мерзости свои законы графики,
Её не победит ничья строка.
Сметает красоту, стреляет в классику,
И не дрожат ни сердце, ни рука.
И вновь не могу согласиться с автором. Да, мерзость оболгать красоту может, но победить?! Никогда! Пока есть такие поборники истины как Валентина Бязырова.
Знакомимся мы с трогательными письмами Фредерики Фрейганг о Кавказе и осетинах, очень уважительными. А творчество Тургенева описано под таким ракурсом, что хочется немедленно перечесть, а может быть, и дочитать все его произведения. И сопережить его любовь с большой буквы к Полине Виардо. Не явилось ли это одной из целей автора?!
Имя Глеба Успенского связано с «Терскими ведомостями», и вот как он изображает величие гор: «начинаешь ощущать, как будто становишься меньше ростом».
Коста часто называли с осетинским Некрасовым. Что их объединяло? Может быть революционная жажда справедливости? Очень интересна мысль сравнения сегодняшней реальности России с некрасовскими мировоззрениями. И автор сопереживает народу России, так резко разделенному сегодня на богатых и бедных, как и во времена Некрасова.
Чехов в восторге от Дарьяла и считает Кавказ обителью сказок, а автор предлагает глубокое переосмысление Чехова «неистовым Виссарионом» — Гиго Дзасоховым. А эпизод прочтения листовки после похорон Тургенева описан так, будто автор присутствовал при этом: «И он вошел»…
Через всю книгу красной чертой проходят воспоминания о Коста, жизни этого замечательного «нарона». Вот где дух главенствует над телом. Второе рождение Коста – его 80-летний юбилей в 1939 году, превратившийся во Владикавказе во Всесоюзный праздник интернациональной Советской культуры. Перед нами встают образы титанов Советской литературы Гамзата Цадаса, Фадеева, Тихонова и многих других, и будто мы сами побывали на этом торжестве единства и любви народов Союза. Именно тогда Фадеев метко определил Коста, как Леонардо да Винчи осетинского народа. Это так, по диапазону реализованных талантов Коста. И все же, и все же! Я назвал бы его горьковским Данко, а может быть Прометеем. Коста — это горящий факел, зовущий вперед во благо народа. Лучше всего бы сущность деятельности Коста определили любимые строки Васо Абаева:
Рæз Ирыстон, рæз нæ бæстæ!
Размæ цу, дæ фæндаг конд!
Рухс, бæрзонд ысты дæ хæстæ,
Дар дæ тырыса бæрзонд!
Живи, цвети мой Иристон!
Иди тропой проторенной!
Светлы и чисты помыслы
Под знаменем ввысь поднятым!
На каждой странице что-то новое, интересное, чего не знал раньше. К примеру, что учебник Ушинского «Родное слово» — лучшее, что можно было тогда предложить детям Осетии. И он им был. Долго. Уже потом появился букварь Мамитова, о котором А. Бутаев в газете «Терек» писал, что это ценный вклад в бедную осетинскую школьную литературу. «Я убежден, — продолжил автор — что книги Мамитова сыграют в осетинских школах такую же роль, как в русских школах играет «Родное слово» Ушинского».
Трепетное сочувствие к представителям горских народов отличало известного российского просветителя, начальника Ставропольской гимназии Неверова и в его время всю читающую Россию взволновало сочинение талантливого выпускника осетина Иналука Тхостова.
Очень образно и верно названы патриоты отечества: писатели, публицисты, журналисты, общественные деятели во главе с Коста — «будителями». Они будили и пробуждали общество. А ареной были «Терские ведомости» во главе с А.Г.Кешевым, где Коста жёг глаголом и невольно напрашивается параллель «нарон» — «овод».
А многие ли владикавказцы знают, что Максим Горький был во Владикавказе 9 раз и считал себя знатоком и гидом города, и какую роль он сыграл в становлении литературной Осетии, как откликнулись осетинские поэты на смерть Горького?..
Дорогого стоит высокая оценка Горьким творчества Гайто Газданова. Со многими выдающимися людьми России знакомит читателей автор. Несколько раз с концертами во Владикавказе побывал Федор Шаляпин, который однажды подвергся нападению абреков во главе с Зелимханом, впоследствии воспетый нашим писателем Дзахо Габуевым. Шаляпин спел «Хас-Булат удалой…» Растроганные абреки проводили певца в Тифлис.
Символом Владикавказа является Столовая гора, который как бы венчает «Александровский проспект»:
Когда приходит вдруг печаль,
Как к маме я к тебе лечу.
Гора Столовая, встречай!
А без тебя я пропаду….
А ведь есть роман автора Слёзкина «Столовая гора», пользовавшийся большим успехом в раннее постреволюционное время. Именно Слёзкин ввел Булгакова в литературные круги. Во Владикавказе были написаны его шедевры. Я поймал себя на мысли, что мало-мальски значимое явление в литературе нашей страны так или иначе связано с Владикавказом. Почему? Может Владикавказ — это литературная «шамбала». Не могла провести судьба мимо Владикавказа и Анну Ахматову.
Потрясает трагическая судьба А.Солодова, редактора им же созданной газеты «Терская жизнь», не сумевшего найти компромисс с несправедливостью и ушедшего из жизни, нажав на курок браунинга.
Совершенно справедливо увязывает в своей книге Валентина имена Владимира Маяковского, Якова Хозиева и Мисоста Камбердиева — вот пример поэтического и революционно-политического единомышления. Как жаль, что они рано ушли из жизни, может быть, выполнив свою миссию?!
Гайто Газданов, Марина Цветаева, Париж, Таруса, стихи, стихи и… скульптурные памятники Владимира Соскиева — поэта от скульптуры или скульптора от поэзии. Все переплела в одно божество Валентина в радугу над Тарусой!
Все знают крылатые строчки «с любимыми не расставайтесь», но мало кто знает, что принадлежат они владикавказскому библиотекарю Кочеткову Александру (Кочи). Воистину неисповедимы пути Господни! А вот не померкший во времени образ малоизвестной, но талантливой поэтессы Веры Меркурьевой (Кассандры), выпускницы «Ольгинской» школы. Как нам не хватало знаний об этих наших дорогих земляках!
Первая персональная энциклопедия — «Лермонтовская» в России и вот что напечатано в «Советской культуре»: «Успех издания обеспечили специалисты, осознавшие необходимость такого издания. Здесь следует назвать прежде всего Владикавказского лермонтоведа — профессора Леонида Петровича Семёнова».
Возвращаясь к Гайто Газданову в связи с включением его «Призрака Александра Вольфа» в школьную программу и причисления его к сонму классиков, я был больше взволновал не этим фактом (хотя, конечно, есть повод для гордости, отнюдь не гордыни), а отношением автора книги к вопросам войны, когда у людей теряется человеческое лицо… Имена, имена, имена: Иосиф Прут, Вахтангов, Завадский, Уруймагова, Виталий Закруткин, Петр Павленко, Илья Эренбург, Константин Симонов и его «Живые и мёртвые». Военкорами описано Гизельское сражение, едва ли не знаковое в Победе в Великой Отечественной войне и образ героя Петра Барбашова. Прах К.Симонова развеян над Ботническим полем в Белоруссии, но «главные» подвиги «Геракла» еще впереди. Публикации «Мастера и Маргариты» Булгакова, «Партизанских рассказов» Зощенко, «По ком звонит колокол» Хемингуэя и многих других осуществлены благодаря его стараниям.
А вот А.Вознесенскиий в своем стихотворении «Дозорный перед полем Куликовым»:
Вас нет со мной рядом,
дозорных отряда.
Убиты. Отправились в вечный покой.
Две звездочки сверху
поставите свечкой
тому, кто остался доигрывать бой.
Бой не окончен, и сегодня его доигрывают другие, и своей книгой доигрывает Валентина Бязырова, воскрешая память о братьях-воинах поэта Гиго и Максима Цагараевых, поэта-танкиста, сгоревшего в своем танке Хазби Калоева, о котором Николай Карпов сказал:
…И чту я дух его отважный –
Да просияет он в веках –
И сердце, что сгорело дважды:
В горящем танке и в стихах…
Многие читатели легко узнают по псевдонимам хорошо известных им поэтов и писателей: Коста — «нарон», «Кавказаг Старик; Иналуко Тхостов — «ирон» и т.д.
Автор отдает дань глубокого уважения подвигу сотрудников редакции газеты «Социалистическая Осетия», которые ушли на фронт, а оставшиеся воспевали подвиги великих воинов земляков-героев, солдатов и генералов, на которых такой щедрой оказалась осетинская земля.
Литературная судьба привела во Владикавказ и известного русского писателя А.С.Серафимовича, где он трудился над своим железным потоком, а газета «Коммунист» явилась трибуной пролетарского писателя, как и для писателя Булгакова, и рано ушедшего из жизни Мисоста Камбердиева.
А Грант Апресян, ежедневно рискуя жизнью на передовой, освещал оборону города Владикавказа, а впоследствии стал профессором МГУ им. Ломоносова.
Река жизни — «Гизельдонгэс», воспетый Саввой Дангуловым. Кстати, если в Осетии есть свои семь чудес, то восьмым чудом, вне всяких сомнений, является «Гизельдонгэс», построенный трудящимися Осетии с помощью специалистов всей нашей страны.
Чередой проходят перед нами образы патриотов-журналистов, написавших историю нашей республики в биографиях героев-тружеников и ратных подвигов. Эти имена должны знать все, особенно молодежь: С.С.Джанаев, С.Т.Марзоев, Т.И.Ефимцов, К.И.Бетоева, Л.И.Храпова, Х.М.Гокоев, Т.Дзатцеева, Мария Бетоева и её стихи, относящиеся ко всей этой прекрасной плеяде:
…Пусть же этой чести не уронит
Тот, кто прикоснется к правде в ней.
Жизнь прекрасной дочки Иристона
Патриотки Родины своей!
С особой теплотой знакомит нас автор с Девлетом Азаматовичем Гиреевым, который «лучом чудесного дня» пробуждал человеческие мысли и чувства. Удивительное совпадение, эта статья где несколько строк посвящены лермонтоведу Гирееву, написана на Лермонтовской улице г. Владикавказа.
А ради таких строчек, посвященных Круглиевской Валентине Владимировне, стоит прожить жизнь: «Она была настоящим учителем. Она была настоящим учёным. Она была настоящим другом. Она представляла ту старую Владикавказскую интеллигенцию, которая является кладезем и носителем большой культуры».
Любимый преподаватель тысяч выпускников филологического факультета СОГУ, научным и литературным призванием которой явилась «Пришвинская тема».
Вот и я перевернул последнюю страницу книги Валентины Бязыровой «Восьмое чудо света» или по-моему «Чудо из чудес». Столько нового и интересного наполнило моё сердце и разум, и гордость за то, что являешься частью Великого прошлого, настоящего и, надеюсь, будущего. С большими извинением за сумбурность и с огромной благодарностью за замечательную книгу Валентине Бязыровой.
Читайте, дорогие читатели!
Профессор Амирхан Торчинов
август, 2019 год
Один комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Одно из другого вытекает, одно другое определяет. Каждая строка пронизана Любовью к миру и освещает своим неподражаемым светом душу, словно дивными утренними лучами солнца на рассвете… С благодарностью…