Эскулап XXI века
4 февраля свой 60-летний юбилей празднует Заслуженный врач России, ортопед-травматолог, кандидат медицинских наук, член Совета московской осетинской общины Петр Елиозович Елдзаров. Всю свою жизнь он посвятил сохранению здоровья людей. Его профессиональное мастерство и добросовестное отношение к работе являются для многих примером, а доброта и отзывчивость сделали его незаменимым для московской осетинской общественности.
Дорогой наш Петр Елиозович! От всей души желаем Вам крепкого здоровья и кавказского долголетия. Пусть та доброта и забота, которыми Вы одариваете пациентов, вернутся сторицей.
…Родился я 4 февраля 1956 года, это уже было в прошлом веке. Селение наше называлось Гром, тогда еще Ленингорского района Южной Осетии. Отец длительное время был председателем колхоза, причем разных колхозов. Что меня поразило, так это то, что в то время колхозы были маленькие, и в одном селе могло быть 2-3 колхоза. Я помню, у моего отца даже был служебный транспорт — лошадь. И каждый вечер я очень ждал отца с работы, потому что, когда он приходил, катал меня на этой лошади, несмотря на то, что был уставший. В семье нас было четыре ребенка: два брата и две сестры. Достаточно большая семья, тем более это были послевоенные годы, и времена были нелегкие. Но тем не менее, село у нас было очень работящее, люди жили дружно. Бывало, просыпаешься рано утром, а люди на улице уже заняты работой, трудились, куда-то ехали. Очень много продукции производили и на рынках были только свои продукты. И мне бывает немного больно, когда я вспоминаю, что сейчас уже никто там не работает… В то время никаких должностей не было, все люди работали вместе и своим трудом содержали семьи.
У нас в селе была вся инфраструктура: местная средняя школа, больница на 25 коек, автостанция, продуктовый магазин, баня, парикмахерская, а также строилась небольшая гостиница для тех, кто поздно приезжал с работы и не мог добраться до горных сел. Вот так заботились о людях в то время. Я учился в местной школе. Семь классов я отучился в нашем селении, а последние два года в школе Цхинвала. Наша школа была достаточно сильная, из нашей школы вышли ученики, которые стали потом и профессорами, и заведующими кафедр.
В 1974 году после школы я уехал в Северную Осетию и поступил в медицинский институт тогда еще города Орджоникидзе. После института я остался учиться в клинической ординатуре и два года я обучался на кафедре непосредственно по специальности «травматология и ортопедия». И уже в 1983 году я начал работать в Москве, сначала я работал в поликлинике в травматологическом пункте по направлению, потом я устроился в 59 городскую больницу, в которой я проработал тридцать лет. Начинал врачом-травматологом, а с 1994 года заведующим травматологическим отделением.
— Как Вы решили стать врачом?
— В нашем селе люди очень любили заниматься спортом. А какой вид спорта самый популярный в Осетии? Конечно же, борьба. Мы с ребятами часто тренировались на турнике, экспериментировали разные трюки. А турник был только в школьном дворе, и чтобы не ходить постоянно в школу, мы решили сделать турник во дворе нашего дома. И в один прекрасный момент этот турник развалился, и я упал и сломал руку. Меня отвезли в больницу, сделали снимок и определили перелом предплечья руки. Я страшно не любил больницы, меня не привлекали ни шприцы, ни фонендоскоп, ни другие медицинские инструменты. Но когда мне вправляли руку, я обратил внимание на механический прибор, с помощью которого мне растягивали руку. И для того, чтобы исправить руку, применяли специальные дощечки, но для моей руки они были длинные. Тогда врач прямо у меня на глазах ножовкой распилил эту дощечку на две части. Я был в восторге! Если в больнице пилят, режут, значит не так уж там и плохо. Этот случай сыграл основную роль. И тогда я решил, что хочу стать травматологом.
— Что Вам запомнилось больше всего из студенческой жизни?
— Много воспоминаний связано со студенческим строительным отрядом. Это очень веселая и запомнившаяся часть моей жизни. Мы поехали на стройку в Казахстан. Нас было больше тысячи человек, весь состав поезда был забит студентами Северной Осетии. Мы строили Дом отдыха, на территории находилось несколько объектов, в том числе 5-этажный жилой комплекс, в котором мы жили, а рядом протекала река Урал. Как-то нас возили на экскурсию в город Чапаев, это небольшой городок, в основном с одноэтажными зданиями и старинными среднеазиатскими постройками. По версии, именно в этом городе утонул Чапаев, когда раненный переплывал через Урал. Наконец нас привезли к реке, к тому, месту где он утонул. И вот мы идем-идем, подходим к этому берегу, смотрим, а воды нет. Мы переглянулись между собой и хором как засмеемся. А где вода то? Ну так бывает, что река меняет свое направление. Сама работа была тоже очень увлекательной, работали много. Наш отряд, как один из передовых, был награжден.
— В каком возрасте Вы женились?
— Поздно, я женился в 33 года. С женой мы познакомились в компании общих друзей, с которыми поддерживаем хорошие отношения по сей день. У нас двое детей: дочь и сын. Дочь с детства интересовалась Японией. Окончила московский педагогический университет по курсу «японский язык и культура». А сын у меня строитель. На данный момент занимается реконструкцией станций метрополитена.
— Что для Вас Ваша работа?
— Если честно, для меня это всё. Я уже убедился, что мне не нужно кому-то что-то доказывать. Но когда я не на работе, я плохо себя чувствую. Мои первые педагоги научили меня работать всё время, даже в субботу и воскресенье. Просыпаюсь я очень рано. Праздничные выходные я переношу с большим трудом – не знаю, чем заняться. Как-то в Новый год, когда у всех людей длинные выходные и все отмечают праздник, я, недолго думая, после новогодней ночи поехал на работу. Поеду, думаю, и больным станет немного веселее. А когда во время двухнедельного отпуска я начинаю в чем-то исправлять своих домашних или вмешиваться в их дела, они мне говорят, что мне пора на работу. Это уже потребность.
— Работа никогда не мешала семье?
— Не могу сказать, что совсем не мешала. Разные ситуации были в жизни. Расскажу одну историю… Дело в том, что в детстве мой сын заболел бронхиальной астмой. Это довольно серьезное заболевание, которое умеют лечить лишь единицы. Пришел ко мне на работу один человек и очень просил помочь ему в лечении его знакомой. Конечно, я не отказал. Потом мы как-то разговорились и выяснилось, что он работает в институте педиатрии. Я поделился с ним своей проблемой, и он помог мне найти хорошего доктора. И действительно моего сына вылечили. Я это рассказал к тому, что работа как мешает, так и помогает в жизни. Если бы не работа, я бы с этим доктором не встретился.
— Вы никогда не думали работать в Осетии?
— Я думал, что я уеду даже в девяностые. Но учитывая все обстоятельства того времени, развал Советского Союза, всё перевернулось в стране. И так получилось, что мы остались жить в Москве. Я хотел вернуться преподавать и работать, но получилось вот так. В Осетию стараюсь приезжать каждый год. У меня в республике много друзей, однокурсников, но все равно не получается приезжать так часто, как хотелось бы.
– Что бы Вы изменили в своей жизни?
— Ничего. Единственное, о чем я жалею, это о том, что мало сделал. Если бы иногда был чуть помудрее, мог бы сделать больше. Но с другой стороны, если будешь мудрее, пропадет элемент авантюры. А иногда авантюризм мне тоже помогал.
Материал Залины Гусовой
Комментариев: 0