skip to Main Content

Уастырджи

Уастырджи… При этом слове в воображении осетина возникает монументальный образ красивого белобородого старца-всадника, скачущего на белом коне, с волшебной плетью в правой руке.

Взгляд его полон достоинства и благородства. Для осетина Уастырджи — всесилен, справедлив, противодействует злу, насаждает и защищает добродетель и, что особенно ему присуще, способствует успеху в бою, сражении — дарует Победу.

В Уастырджи воплотились мечты и чаяния осетинского народа в идеальном правителе-вожде, к нему обращаются в надежде получить благословение в делах и предприятиях любого назначения, при этом призывают его не исполнять, а способствовать просящим вершить успешно как хозяйственные, бытовые, так и бранные предприятия — походы, битвы, сражения. И в этом он чаще всего выступает как покровитель воинства, но при этом его образ — без атрибутов воинского снаряжения.

Уастырджи посвящены многочисленные святилища по всей Осетии часто с общим названием Хохы Уастырджи. Наибольшим почитанием пользуются на Севере Осетии Рекомы Уастырджи со святилищем Рекомы Уастырджи в ответвлении Алагирского ущелья, Хетæджы Уастырджи — священная роща у трассы Владикавказ — Алагир, Ныхасы Уастырджи со скульптурой Н. Ходова, укреплённой на скале у Тамиска, Дзивгъисы Уастырджи — древнее святилище в селе Дзивгис. На Юге Осетии — Джеры Уастырджи со святилищем на поляне в горной части Цхинвальского района.

Военный характер святилищ Уастырджи подчёркивается тем, что в них имелись приношения в виде железных наконечников стрел (Реком, Сау дзуар и др.), воинского снаряжения (шлем воина в Рекоме), свинцовые пули в Сба (Сыгъзæрин дзуар), холодное оружие — шашка Джатиевых в Сба, обломок военной сабли в селе Ходз (Уастырджийы кувæндон). Археологический материал содержит большое количество аланских наконечников стрел. Например, в Даргавском аланском катакомбном могильнике VI–IX вв. найдены 40 экземпляров железных черешковых наконечников стрел: трёхлопастные, трехгранные бронебойные, двухлопастные пламевидной формы.

В честь Уастырджи народ создал песни-гимны, исполнявшиеся не только у святилища во время куывдов, но и на пирах, свадьбах, позднее — и на банкетах. У многих на мобильных телефонах звучит «Уастырджийы зарæг» в исполнении незабвенного Бибо Ватаева.

По всей Осетии в последнюю декаду ноября отмечают праздник Джеоргуыба, т. е. дни Уастырджи с жертвоприношениями, пирами, праздничными возлияниями. В эти дни предпочитают справлять свадьбы, так как само время является наиболее богоугодным, а бракам будет дано благословение Уастырджи.

В «Осетинских этюдах» академик В. Ф. Миллер называет его популярным божеством, полагая, что это святой Георгий, который «представляется покровителем мужчин, всадником на чу́дном белом коне. Уастырджи считается бичом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц и покровителем честных людей и домашних животных. Имя его часто произносят в клятвах и благословениях».

В. И. Абаев считает Уастырджи популярнейшим божеством староосетинской мифологии. Он — «покровитель мужчин и главного мужского занятия: военных и разбойничьих походов (балцытæ). Со временем — покровитель путников. Для женщин его имя находилось под запретом, они называли его „Лæгты дзуар“ — „Бог мужчин“. Посвящённые ему святилища были рассеяны по всей Осетии. Празднества в его честь справлялись несколько раз в году, особенно широко и торжественно — в ноябре».

В «Осетинской этнографической энциклопедии» упомянуто около 100 святилищ Уастырджи, что далеко не полностью исчерпывает их количество.

Образ Уастырджи восходит к дохристианскому периоду истории осетинского народа, к скифо-аланской эпохе. Само название «Уастырджи» В. И. Абаев возводит к имени «Георгий» с приставкой «уац» — «святой», т. е. это «Святой Георгий» и квалифицируется как отзвук или наследие христианства. Но резкое различие между древним и мифическим образом мудрого старца Уастырджи и канонизированным смертным воином Георгием, принявшим мученическую смерть, представляет право искать истоки этого образа в дохристианской религии предков осетин. Исходя из этого, возможно, что имя Уастырджи не осетинизированное «Георгий», а нечто другое.

Есть мнение о том, что имя обожествлённого первопредка скифов «Таргитая» по Геродоту (История, IV, 5) было «Тарги». А окончание «тай» указывает на принадлежность к роду первопредка. И на вопрос: «Кто он», «какого рода, племени?» скиф ответил бы: «Таргитай», т. е. из рода Тарги, скиф. По определённым законам фонетики «г» переходит в «дж» (палатализация), а придание имени первопредка титула «святой» — «уац» — безукоризненно даёт в конце концов «Уастырджи».

Как бы то ни было, но Уастырджи — покровитель не только воинов-путников, но и всех мужчин, защитник обездоленных, оказывающий поддержку и помощь всему доброму и благому.

Иногда в названиях святилища опускается имя святого и получается нечто невообразимое: вместо правильного «Рекомы Уастырджийы кувæндон» — только «Реком», где «Реком» — это всего-навсего название местности, топоним. Или же вместо «Хетæджы Уастырджийы кувæндон» («Святилище Уастырджи Хетага») в русском переводе употребляют: «Святой Хетаг», «Праздник святого Хетага». Хетаг вовсе не был святым. А святилище (в данном случае реликтовая роща) — это место, где беглецу Хетагу помог Уастырджи, посоветовав ему укрыться от погони в чаще леса. Это чудесное спасение и празднуют. Иногда можно встретить выражение «святой Уастырджи». Это просто тавтология (пример: «золотое золото»), ибо приставка «уац»–«уас» — уже означает «святой».

Кроме всего, Уастырджи неразнообразен и не распадается на «хохы», «быдыры», «комы», «рагъы» и прочие «Уастырджи». Это только названия святилищ, приуроченные к тому или иному географическому объекту.

Во все времена особой популярностью и почтением пользовались и пользуются придорожные святилища Уастырджи. Так, в былые времена, когда связь между Югом и Севером Осетии массово осуществлялась через Крестовый перевал — Бæрзæфцæг, путники поручали свою судьбу Къобы Уастырджи — святилищу Уастырджи у села Коб на Военно-Грузинской дороге. Ныне же, когда пользуются тоннельной магистралью, на первый план выступают Хетæджы Уастырджи и Ныхасы Уастырджи, находящиеся на трассе Цхинвал–Владикавказ.

Интересный момент, касающийся образа Уастырджи, — его трехногий (ёртёкъахыг) конь. Исследуя этот образ, учёные ищут аналогии — «гиппокампов» — морских коньков и прочее. По их логике, две задние ноги — это плавник, и тогда получается двуногий конь. Скорее всего, эпитет «æртæкъахыг» — это искажённое «æрткъахыг», что значит «огненноногий», и этот эпитет вполне может украшать небожителя Уастырджи.

Руслан Дзаттиати
Источник: http://sevosetia.ru/Article/Index/127154#

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск