В московской осетинской общине прошёл вечер памяти военного врача-фронтовика Владимира Ильича Агнаева
О непростой, удивительной, и в то же время похожей на другие фронтовые, судьбе рассказал племянник Агнаевых — Юрий Каболов. Составляя биографию своего дяди, Юрий Александрович обращался как к записям самого Владимира Ильича, так и к архивным документам, в том числе к иностранным. Основным источником послужила автобиография «Подвиг обречённых», написанная Агнаевым после войны. Благодаря труду Юрия Александровича и дочери Владимира Ильича, рукописи были переработаны и изданы небольшим тиражом.
Владимир Агнаев окончил в 1935 году Кубанский медицинский институт. По распределению работал в родной Осетии, затем в Махачкале и Грозном. Далее была Москва, и в конце этой цепочки городов молодой врач был направлен в подмосковную Шатуру. Там он создал семью, родился сын. Вскоре началась Финская война, а за ней грянула Великая Отечественная. У военврача Владимира Агнаева выбор даже не стоял — необходимо было защищать страну от гитлеровских захватчиков.
23 июня 1941 г. Агнаев добровольцем ушел на фронт. Он был назначен полевым хирургом в 210-й медико-санитарный батальон, который дислоцировался в Белоруссии.
Осенью 1941 г. в одном из боёв, в результате вражеского налёта на медицинскую палатку, где Агнаев оперировал раненого бойца, попал снаряд. Владимир был ранен, попал в плен. Он стал узником Могилёвского концлагеря, но и там продолжал, как мог, помогать пленным и искал пути спасения.
«Ему удалось уберечь от верной смерти не один десяток человек. Владимир Ильич создал в лагере подпольную организацию „Смерть фашизму“. Рискуя жизнью, он вышел на связь с партизанами и организовал несколько побегов», — рассказал Юрий Каболов.
За 2 месяца до окончания войны Владимиру удалось бежать самому. Он примкнул к партизанам и вновь продолжил делать своё дело — лечить раненых. О героической деятельности партизан и «доктора Агнаева» писали в польских газетах, и эти свидетельства также имеются в архиве, созданном Юрием Александровичем.
По окончании войны все военнопленные по возвращении на родину проходили фильтрационные проверки. Не минула эта участь и Владимира Ильича. Его спасли записи в журналах тех самых партизан: Агнаева восстановили в звании и в праве заниматься врачебной деятельностью.
Вернувшись в Шатуру, Владимир не нашёл своей семьи — их эвакуировали в Челябинск вместе в заводом, на котором работала жена Агнаева. Несколько лет поисков не дали результата — найти свою семью Владимиру Ильичу не удалось. Спустя время он женился ещё раз. В этом браке у них с супругой родились сын и дочь.
Но жизнь — удивительная штука, и порой после тяжёлых испытаний, она преподносит невероятные сюрпризы. В 1965 году Владимир Ильич, врач шатурской городской больницы, участвовал в медицинской конференции. Во время выступления один из участников конференции, рассказывая случай из своей практики, упомянул фамилию пациента — Агнаев. Владимир Ильич еле дождался, когда докладчик закончит свою речь, чтобы расспросить его об упомянутом пациенте. Так нежданно он нашёл своего старшего сына Эдуарда.
Сын, конечно, помнил об отце: жена Владимира Ильича чтила память мужа, полагая, что после попадания в плен его не стало. Эдуард же знал, что в далёком Алагире у него есть родственники, большая фамилия, и надеялся когда-нибудь побывать на родине отца. После воссоединения отца и сына они все вместе, семьями, поехали в тот самый Алагир.
В октябре 1965 года, спустя всего 7 месяцев после такого удивительного и радостного события, Владимир Агнаев скончался от инфаркта прямо за операционным столом.
Власти Шатуры настояли на том, чтобы похоронить своего бессменного врача не в Осетии, как того желала его семья, а на местном кладбище, воздав положенные почести Владимиру Ильичу как почётному гражданину города.
В стенах общины от Юрия Александровича звучал увлечённый и трепетный рассказ. Для него сохранение памяти о человеке такой непростой, порой драматичной судьбы стало делом последних лет. Совсем недавно он делился воспоминаниями о Владимире Агнаеве в шатурском лицее. И так как в округе не осталось родных Владимира Агнаева, лицеисты вызвались взять шефство над могилой военного врача Великой Отечественной войны, спасшем сотни жизней.
Неожиданное завершение получила встреча и в московской осетинской общине — одна из гостей, а точнее Джемма Касоева, рассказала краткую биографию своего отца-фронтовика Афанасия Касоева, которую слышала от него самого. Как оказалось, Владимир Агнаев помог и Афанасию в годы войны, и тот пронёс память о своём спасителе сквозь годы и даже сохранил запись об этом в дневнике. Таким гениальным штрихом был дополнен в этот вечер портрет военного врача — одного из тех фронтовиков, чью судьбу нам посчастливилось узнать, и чей достойнейший жизненный путь послужит примером для грядущих поколений.
Алина Кисиева
Все фото со встречи: https://www.iriston.ru/portfolio/vecher-pamyati-vladimira-agnaeva/
Комментариев: 0