Выставка работ Аслана Дзиова
Творчество графика и живописца Аслана Дзиова – одно из интереснейших явлений в современной культуре Осетии. Работы этого художника, созданные главным образом в технике коллажа, отличаются не только оригинальностью исполнения, но и особенной содержательной тонкостью.
Неизменно следуя принципу – «избегать случайного», и сознательно ограничивая себя минимальным набором пластических средств, Дзиов пришел к созданию своего художественного языка: емкого и лаконичного. Он рождается на контрастах, в напряженном столкновении, казалось бы, несовместимых противоположностей, бытующих здесь всюду – в сфере формы, содержания, смысла. Такое внутреннее противоречие составляет неизменный стержень всех его работ, где за внешней серьезностью и сдержанностью форм может быть скрыто смешное содержание, а предметы быта наполнены таинственным смыслом. И в этом – их особенная острота и сила воздействия.
При всей индивидуальности трактовки, работы Дзиова – национальны. И дело здесь не только в подборе сюжетов и мотивов, среди которых сцены осетинского быта встречаются довольно редко. И даже не в том национально-характерном, точно подмеченном художником, и узнаваемом типаже изображенных лиц. Они национальны в своем общем настрое, происхождение которого объяснить сложно, но легко почувствовать. К тому же, скупость пластических средств созвучна важнейшим чертам осетинского национального характера, где с древних времен ценились благородная сдержанность и скромность.
Некоторые его коллажи организованы по принципу, близкому пространственному строю осетинского фольклора, где героиня Дзерасса может быть одновременно и девой-нимфой, и голубкой, а каменная пещера – черепом коня. Так, ночное небо с полумесяцем и звездами незаметно оборачивается фигурой быка («Созвездие тельца»), а женское платье, например, – горным пейзажем («Платье для ночной птицы»). Поэтому, при всей своей пластической ясности, изображенные в них фигуры так призрачны и эфемерны и кажутся словно застывшими между небом и землей, временем и вечностью, вроде летающей башни красавицы Косер из нартского эпоса.
Далекое и близкое здесь находятся совсем рядом, и даже соприкасаются, а грани между ними зыбки, как во сне. Это неуловимое взаимоперетекание пространств и смыслов сообщает некоторым статичным композициям движение и временную протяженность, организованные, как в каждом мифе, в непрерывный круговорот циклически повторяющихся «событий» («Созвездие тельца», «Ночь»), соотнося их с тем, что больше события – с природой и мирозданием.
Залина Тетермазова, искусствовед
Комментариев: 0