Задобрить покровителя жилища: в ночь на среду в Осетии отмечают «Бынаты Хицауы æхсæв»
В первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду в Осетии отмечают Бынаты хицауы ахсав (Ночь покровителя жилья).
Впрочем, ночь на среду считается Бынаты хицауы æхсæв в течение всего года. Дни недели в осетинском календаре связаны с покровителями, так, понедельник («къуырисæр») считался днем святого Уацилла, покровителя хлебных злаков и урожая.
Вторнику («дыццæг») покровительствовал святой Уастырджи. Согласно представлениям осетин, Уастырджи собирался в путь только по вторникам. Считалось, что все добрые начинания вторника увенчаются успехом.
Среда («æртыццæг») была связана с покровителем места — Бынаты хицау; четверг («цыппæрæм«) — это день, связанный со всеми святыми и с поминанием предков; пятнице («майрæмбон») покровительствовала святая Мады Майрам.
Считалось, что вознести молитву покровителю жилища можно в любую ночь на среду, однако, мистическая ночь — именно в первую неделю Нового года, когда осетины пытались задобрить не только покровителя жилья, но и обитателей подземного мира (Хæйрæджыты æхсæв).
Домовой существует в мифологии большинства народов, прежде всего — индо-европейцев. Например, немецких домовых зовут Вигты, финского домового — Тонтту, Брауни — хранитель очага в кельтской мифологии — до сих пор почитаем в Англии и Шотландии, Грогох — ирландский домовой, скандинавских покровителей жилья зовут Томтра , голландского домового — Каботер, покровитель очага в Испании — Трасчо.
У славянских народов — Доброжил, Доброхот, Волосень. Все европейские домовые в чём-то схожи —их представляли маленькими старичками, озорниками, которые и пошалить могут в доме, но и помощь в домашних делах оказывают. С ними связано много легенд, сказаний, веселых историй. Задобрить европейских домовых пытаются молоком, творогом, медом и другими вкусностями.
У осетин нет описания внешнего облика покровителя жилища, у него нет другого имени, кроме Бынаты хицау, панибратство с ним не допустимо. Да и оставленной на ночь миской молока не отделяешься. К ритуалу почитания Бынаты Хицау всегда подходили со всей ответственностью и цифровая третья декада третьего тысячелетия ничего не изменила.
По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву.
По преданиям, Бынаты Хицау неуважения не терпит: не получит сполна положенные ему почести — незамедлительно нашлёт на домочадцев болезни и горести. Заодно с Бынаты Хицауы осетины чествуют в эту ночь ещё и чертей — Хæйрæджыты æхсæв. Ведь помимо хранителя очага в доме обитают ещё и они, и так же нуждаются во внимании и уважении. У наших предков с обитателями подземного мира всегда были дипломатичные отношения — без особого пиетета, страха и всего сопутствующего эмоционального окраса. Есть одна ночь в году, когда им воздают почести, потом о них забывают до следующего раза. Возможно, также, что «черти» стали фигурировать в названии этого древнего знаменательного дня, или вернее, ночи, со сменой господствующей религии. Поменялось представление о духах. Те покровители, что изначально считались нейтральными или добрыми, стали приравниваться к бесам. Именно поэтому старинный праздник Хæйрæджыты æхсæв переводится как «Ночь чертей», хотя о бесах речь вовсе не идёт.
На столе должно быть мясо жертвенного животного. Принято было закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и им приятнее будет получить именно такую жертву, но если не позволял достаток могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха.
Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд, а после закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями, шкурой или перьями.
Ещё одно обязательное угощение — пироги. Нужно испечь традиционные чъиритæ (в некоторых источниках указывается именно два пирога) и один гуыл — небольшой пирожок продолговатой формы, для балованной дочки Бынаты Хицау. Заблаговременно варятся специальные ритуальные напитки — осетинское пиво и арака. Даже если арака готовилась в любое другое время года — обязательной оставляют для Бынаты хицау.
В полночь накрывался стол, произносилась молитва и всё угощение оставалось на столе. А все члены семьи на некоторое время покидали комнату, где накрыт ритуальный стол. Прежде чем ступить за порог, старший обращается с просьбами о милости к Бынаты Хицау. Это единственное застолье, где не упоминают Бога всуе, дабы не рассердить покровителя жилья и потусторонние силы.
Вернувшись к столу, первым делом осматривают яства: жертвенная пища должна быть нетронута, по существующему поверью, в противном случае в грядущем году кто-нибудь из домочадцев непременно умрёт. Только удостоверившись в сохранности блюд и напитков, семья усаживается за стол. Всё пригодное в пищу съедается, а оставшиеся куриные кости, пух, перья и тщательно собирают и закапывают в землю или топят в реке — их ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные урны.
Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе…»
«То, что мы вам сегодня приготовили, да будет вам угодно, а более ни на что не претендуйте. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», — говорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать.
Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей, поэтому осетины в этот вечер в гости не ходили. Но считалось, что если Бог в эту ночь привёл в дом гостя, то он в этот вечер становится членом вашей семьи, и обделять его пищей не полагалось.
Комментариев: 0