skip to Main Content

Аланы и Венгры. Роман с продолжением, или уроки истории

Говорят, что в судьбе человека проявляется его характер, его отношение к миру. Наверное, то же самое можно сказать о биографии народа. Легкие на подъем и открытые миру аланы оставили исторический след во многих странах Европы и Азии. Мы расскажем вам о Венгрии, точнее – о той ее области, которую можно назвать Венгерской Аланией. По-венгерски она называется Ясшаг, т.е. «Округ ясов». Имя «ясы» – это старое славянское и венгерское название аланов, предков осетин.

История отношений аланов с венграми похожа на рыцарский роман с авантюрными встречами и долгой памятью, вполне заменяющей ненужные расставания.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ И ОБРЕТЕНИЕ РОДИНЫ

Венгрия – относительно «молодая» страна. В начале новой эры предки венгров жили в Приуралье. Продвинувшись в степи между Волгой, Доном и Кавказом, венгерские племена стали соседями Алании. Особенно тесными были алано-венгерские связи в VIII–IX веках, перед уходом венгров на запад, в дунайские земли.

В предании говорится, что родоначальниками венгров были два брата – Хунор и Могор, они женились на дочерях аланского князя Дула, и от этих браков произошел венгерский народ. Связи с аланами отразились и в венгерском языке, который заимствовал из аланского несколько десятков хозяйственных, военных и социальных терминов – среди них «аладар» (военный вождь), «ашсон» (госпожа), «легень» (юноша), «езуст» (серебро), «хид» (мост), «кард» (меч), «верт» (щит), «ювег» (стекло).

События венгерской истории конца IX века называют Обретением родины. Будущая Венгрия когда-то была Паннонией – самой крупной римской провинцией на Дунае. Из-за соседства с беспокойными варварами и одновременной близости к Италии она имела особое стратегическое значение для Рима. Но в начале V века слабеющие римляне оставили Паннонию, и по ее землям прошли, воюя друг с другом, многие племена и народы. И только венграм суждено было остаться здесь навсегда, сделав эти плодородные равнины своей родиной.

Предания сохранили память о донских аланах, которые присоединились к венграм на пути к Обретению родины. А на Дунае состоялась новая встреча венгров с аланами – теми, кто поселился в Паннонии еще раньше, в эпоху Великого переселения народов.
Тогда, в начале V века, именно здесь складывался аланский союз с германцами – вандалами и свевами. Отсюда начинался победоносный западный поход, который привел воинственных союзников на Пиренеи и в Северную Африку.

Недавние археологические раскопки подтвердили, что те, прежние аланские поселения Паннонии, сохранились до прихода венгров в эти края и создания Венгерского королевства, и даже до XIII века, когда с приходом аланских эмигрантов появилась область Ясшаг.

СТАНОВЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

В середине X века венгерское наступление на запад было остановлено армиями германского императора. Расселившиеся по Дунаю и Тисе венгры прекратили набеги на Италию и Германию. На Рождество 1000 года молодой князь Венгрии Иштван был коронован с благословения папы римского.

Венгерский король Сент-Иштван – Святой Стефан, крестивший свой народ и превративший орду завоевателей в христианское государство средневековой Европы, – сегодня взирает на потомков с незыблемого пьедестала. И в этом конная статуя в центре Будапешта мало отличается от скромного бюста короля в аланском селении Ясладань.

Венграм понадобилось немало времени, чтобы привыкнуть к новой роли и обжить обретенную родину. Лишь через три столетия христианская Венгрия вспомнила о своей оставленной прародине.

Прочитав в старинной рукописи о землях, которые некогда покинули их предки, венгерские монахи-доминиканцы отправились в путь-дорогу в поисках корней и теней предков. Вожделенной цели достиг лишь брат Юлиан. Он и описал долгий путь, пролегавший через кавказскую Аланию. Так давние соседи аланы вновь появились на страницах венгерской хроники.

В кавказской Алании путешественники прожили шесть холодных месяцев – это была единственная долгая остановка на мучительном пути через бесплодные пустыни и неведомые страны.

Конечно, венгерские монахи не случайно остановились передохнуть в Алании, где, по словам брата Юлиана, «христианским символам оказывают такое почтение, что в любом месте и в любое время можно беспрепятственно ходить, если нести, подняв кверху, шест с хоругвью и крестом».

Эта встреча венгерской ностальгии и аланской религиозности сегодня кажется мистической. Шел 1235 год – тот самый, когда на курултае в далекой Монголии было вынесено знаменитое решение «обратить победоносный меч на голову русских и аланских вождей, поставивших ногу состязания на черту сопротивления».

Судьба Руси и Алании была предрешена. Их погрязшие в междоусобицах правители не могли противостоять нашествию. Через год начался монгольский поход на запад, прошло еще две зимы – и в 1238 году завоеватели вторглись в аланские земли.

ИСХОД И ПОИСКИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Не сохранилось детальных описаний, и мы не знаем драматических обстоятельств, при которых большая аланская община навсегда покинула родину. Известно лишь, что, не желая покориться монгольским завоевателям, десятитысячная аланская община вместе с сорокатысячной половецкой ордой ушла на Дунай. Скорее всего, половцам и аланам, бегущим от монгольского насилия, венгры предложили свои условия. Из того, что беженцев, прибывших в Венгрию в 1239 году, встречал на границе сам король Бела IV, можно заключить, что гости не были нежданными.

Аланы и половцы на новых землях получили от венгерского короля особые привилегии, но за это были обязаны, в случае необходимости, по первому приказу выступать в военный поход. Поскольку половцев в Венгрии называли кунами, половецкие поселения стали называться Куншаг, а аланские (ясские) – Ясшаг.

Наделяя недавних гостей землей и привилегиями, венгерские короли Бела IV, а потом и Ласло IV, имели ясную цель – расселить военнообязанных союзников вдоль опасной восточной границы и таким образом обезопасить страну от набегов беспокойных соседей. Ясы, попавшие и осевшие в Венгрии в XIII веке, без конфликтов внедрились в средневековое венгерское общество, но были вынуждены приспособиться к совершенно новым условиям и, конечно, не могли сохранить свою культуру в исконном виде.

По результатам археологических раскопок ясно видно, как до конца XV века ясы пытаются сохранить свою самобытность. Век спустя они уже мало чем отличались от окружающего венгерского населения, но еще больше двух столетий сохраняли традиционный костюм – носили аланские кафтаны, похожие на бешметы. Верность национальной одежде – отличительная черта ясов. Они и позже добивались права носить свой костюм – оно было даже включено в закон 1778 года.

По прошествии веков историки, в поисках ясских корней, сначала предполагали, что ясы пришли в Венгрию с Балкан, где в те времена тоже жили аланы. И лишь археологические раскопки позволили точно установить место ясского исхода. Известный археолог Ласло Шелмеци доказал, что ясы пришли вместе с кунами (половцами), а их культура связана с кавказской Аланией-Осетией. А когда в середине XX века в Венгерском государственном архиве был обнаружен ясский глоссарий 1422 года, все окончательно встало на свои места.

Ясский глоссарий – это ученое название краткого словаря, размещенного на обороте судебного документа. Словарик, в котором около 35 слов, должен был помочь чиновнику XV века понимать речь ясов.

На обороте судебного документа приведены самые необходимые слова: приветствие «да бан хорз», т.е. «добрый день», названия домашних животных и птиц, зерновых культур, продуктов питания, кушаний и напитков. Сохранившийся список ясских слов позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадает с осетинской.

Глоссарий подтвердил, что венгерские ясы и кавказские аланы говорили на одном языке. Именно поэтому, в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть диалектом осетинского языка.

РОГ ЛЕХЕЛЯ

Популярная венгерская легенда о сигнальном роге ясского вождя Лехеля относится к раннему периоду венгерской истории, к эпохе борьбы венгров за Обретение родины. Ученые связывают подвиг Лехеля с древними религиозными представлениями и обрядами, известными еще со скифских времен.

По преданию, в 955 году во время битвы на реке Лех, германское войско во главе с императором Оттоном Великим наголо разбило венгерское войско. Поражение было настолько сокрушительным, что из всей многочисленной венгерской армии в живых остались только несколько воинов и три вождя, одним из которых был яс Лехель.
Согласно легенде, император, восхищенный отчаянной храбростью плененных военачальников, предложил им самим выбрать способ казни.

Лехель ответил, что, делая последний выбор, он должен протрубить в свой рог. Рог ему принесли, но прежде, чем трубить, плененный вождь ясов из последних сил рванулся к германскому императору и с такой силой ударил его по голове, что рог треснул, а император свалился замертво.

Согласно легенде, при этом Лехель воскликнул, что теперь он готов к смерти, так как душа убитого императора будет отныне, подобно рабу, служить ему в загробном мире.

Ученые давно подметили, что эта формула звучит совсем как древне-осетинское посвящение покойнику. Лехель исполнил древний обряд – убив перед собственной смертью врага, он посвятил его себе для загробного служения.

С тех самых пор рог Лехеля является национальным символом не только ясов, но и всей Венгрии. Его изображение можно встретить в стране повсюду, а как главный символ, ясский рог красуется на гербах, знаменах и печатях Ясшага.

Ученые установили, что рог длиной 43см, искусно вырезанный из слоновой кости, был сделан русскими мастерами в Киеве во времена Владимира Мономаха и подарен одному из аланских предводителей. Так что аланы, переселившиеся на территорию Венгрии, принесли его с собой. Многие века рог был символом власти ясских предводителей. В специальных, особо торжественных случаях, его использовали для питья – его наполняли вином и преподносили почетным гостям.

Сегодня эта легендарная историческая реликвия, сделанная из слонового бивня и украшенная изображениями орла, кентавра, всадников, разнообразных сцен охоты в стиле византийского декоративного искусства, бережно хранится в музее города Ясберень, который называют городом Лехеля.

ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ – В КАТОЛИКИ

Экзотическая особенность христианской истории венгерских ясов – переход из православия в католичество.
Хотя ясы пришли в Венгрию православными христианами, они вынуждены были принять католическую веру, потому что православных здесь считали язычниками. Ясским обращением в католицизм занимался Орден францисканцев. Это произошло в 1472 году по благословению папы римского.

В память об этом и в благодарность монахам в Ясберене построен Храм Святого Франциска. Этот храм XV века напоминает о сложной религиозной истории венгерских ясов и одновременно остается памятником ясской верности однажды сделанному выбору.

В отличие от кунов, которые стали протестантами, ясы – по-прежнему католики. Причины консервативной твердости очень характерны для ясов: католичество подчеркивало гордую верность венгерской короне и служило надежным обоснованием для привилегий.

Впрочем, аланская религиозная традиция оказалась слишком сильна, чтобы окончательно слиться с католичеством. Легко узнаваемый аланский стиль естественной религиозности обнаруживается повсюду.

На центральной площади селения Яс-алшо-Сент-Дьердь, что означает «святой Георгий Нижних Ясов», установлена декоративная колонна в честь святого Георгия, а рядом с ней – стела с полным перечнем лиц, участвовавших в возведении колонны.
И храм здесь посвящен святому Георгию. И летний праздник Святого Георгия совпадает с праздником осетинского Уастырджи в священной Роще Хетага.

Из 15 ясских селений Ясшага три называются именами почитаемых святых. Два селения носят имя святого Георгия. Второе принадлежит Верхним Ясам – это Яс-фелшо-Сент-Дьердь. Имя другого святого, увековеченного в названии ясского селения, – Яс-Сент-Андраш, «Ясский Святой Андрей». Андрею Первозванному, первому из учеников Христа, посвящен здесь сельский храм. Как и колонна Святого Георгия, изображение святого Андрея, намеренно стоящего на земле, призвано выразить особые чувства верующих.

Образ Андрея Первозванного в качестве любимого аланского святого только на первый взгляд кажется неожиданным. Венгерские аланы-ясы, в отличие от кавказских аланов-осетин, не имели перерывов в церковной традиции и скорее всего продолжают каноническую линию изначального аланского христианства. Как известно, святой апостол Андрей Первозванный первым дошел до Алании с проповедью Христовой веры.

САМОВЫКУП ЯСОВ ИЛИ РЕДЕМПЦИО

Есть у венгерских ясов еще одна историческая реликвия, живая память о которой, как и рог Лехеля, объединяет всех жителей Ясшага. Это исторический документ — Договор о самовыкупе. По научному, по-латыни – Редемпцио. После того как турки в XVI веке разорили Венгрию и ясский край — Ясшаг — в том числе, ясы были разобщены, и за 150 лет турецкого владычества утратили родной язык, но сумели сохранить сознание своей общности и общих корней. Сегодня бы сказали — свою идентичность, национальное самосознание. После изгнания турок ясы вернулись в места своего прежнего обитания, в исторический ясский край, но здесь их ждали новые испытания.

В 1702 году австрийский император Леопольд I продал ясский край немецкому рыцарскому ордену. Рыцари лишили ясов всех их прежних привилегий и, по сути, низвели до уровня крепостных. Однако свободолюбивые ясы не смогли смириться со своей участью и развернули движение за собственное освобождение. В результате, в 1745 году, уже во время правления императрицы Марии Терезии, ясы выкупили себя, купили свою свободу за огромную по тем временам сумму – полмиллиона серебряных талеров.

Для того, чтобы собрать такую сумму, ясы провели сбор средств среди всего населения, а так же взяли займы в венских банках, в первую очередь, под залог, перегнанного за границу крупного рогатого скота. Полученные в свободное пользование земли, ясы разделили между собой согласно тому, кто, сколько внёс на выкуп. Это событие – самовыкуп, в последующие два столетия укрепило самосознание ясов, которое живо и сегодня.

И хотя уже несколько веков, как ясы утратили свой язык, и, по сути, слились с венгерской нацией, они и сегодня гордятся своим происхождением. Тогда, в XVIII веке, ясы защитили свое право на самоуправление и единство, символом которого была должность их капитана – «Яс-Капитань» («Капитан ясов»).

КАПИТАНЫ ВСЕГДА И ТЕПЕРЬ

Венгерские историки описывают средневековое общество ясов, подчеркивая его сходство с социальной организацией осетин. Территориальная ясская община состояла из фамилий, которые в свою очередь разделялись на отдельные семейства.

Войдя в сословную систему феодальной Венгрии, ясы сохранили собственное общественное устройство. Этому способствовали и полученные от венгерских королей привилегии, и общая ориентация ясов на военную службу. Их знать, руководившая свободным простонародьем, не могла превратиться в помещиков хотя бы потому, что среди ясов не было крестьян – каждый имел достаточно земли и крепкое собственное хозяйство.

Ясы считались подданными самого короля, который наделил их землей и даровал самоуправление. Их обязанностью была служба в армии.

Прежняя аланская элита превратилась в капитанов, которые имели личное дворянское звание. Простые ясы тоже пользовались привилегиями и хотя не были дворянами, никак не зависели от своих капитанов.

Высший орган управления – ясский ныхас – по-венгерски назывался саллаш, а его члены – саллаш-капитаны.

Первые сведения о ясских капитанах относятся к концу XIV века. Слово «капитан» (от лат. «капут» – «голова») сегодня более известно как воинское звание, а в те времена так называли местных руководителей, которые управляли народом в мирное время и командовали ясской кавалерией на войне.

Капитан, вступая в должность, получал копию ясского рога, в который вкладывали серебряный стаканчик – и капитан пил вино, приветствуя ясов. Рог Лехеля был символом власти и достоинства ясских капитанов.

Во время торжеств рог висел на плече предводителя ясов. На церемонии коронации венгерских королей рог красовался на плече капитана, командовавшего кавалерией ясов и кунов.

И в 1995 году, собравшись в Будапеште на 250-летие Редемпцио, ясы решили увековечить память капитанов прошлого и возобновить традицию: избирать своих капитанов вновь. В Ясберене разбили Капитанский сад, где каждому предводителю минувших веков установили памятный камень.

Капитана выбирают ежегодно – по очереди из каждого ясского селения. Капитан олицетворяет единство ясов и представляет их на культурных и научных мероприятиях. У современных ясских капитанов нет рыцарских званий и воинских рангов, их задача – сохранение традиции. Нынешнее капитанство – это прежде всего символ ясского духа, продолжение ясской вольности.

Менялся облик Венгрии, но ясы никогда не изменили обязательствам своих предков и веками поставляли правительству воинов. Ясская кавалерия внесла заметный вклад в военную историю Венгрии. Гусарская кавалерия начиналась в XV столетии с венгерского дворянского ополчения, вполне подходившего для благородных ясов.

ОТ СЕЛЬХОЗРЕКОРДОВ ДО ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЕРШИН

Ясберень – столица венгерской Алании. Есть и второй город – Ясапати. Когда-то между ними шло негласное соревнование. Ясберень навсегда закрепил свое первенство, когда превратился в промышленный центр ясской области.

В Ясберене установлен монумент памяти предков – капитан-предводитель ясов в традиционной одежде. На постаменте – гербы всех пятнадцати ясских поселений Ясшага. Названия ясских селений ни с чем не перепутаешь: Яс-дожа, Яс-алшо-Сент-Дьердь, Яс-фелшо-Сент-Дьердь, Яс-Сент-Андраш, Яс-болдог-хаза, Яс-Яко-халма, Яс-телек, Яс-кишер, Яс-ладань, Яс-арок-саллаш, Яс-фень-сару, Яс-аго, Яс-ивань.

Ясы расселились на плодородной равнине, по которой медленно несут свои воды две небольшие речки – Задьва и ее приток Тарна. Традиционная география Ясшага построена по обычной осетинской схеме, непонятной для окружающего населения: в верхнем течении Задьвы живут Верхние Ясы, в нижнем течении – Нижние Ясы. До Будапешта отсюда 70 км.

Земледелие и скотоводство – традиционные занятия ясов. Во все времена Ясшаг отличался рекордными объемами сельскохозяйственного производства. Земельные наделы ясов намного превышали венгерские крестьянские участки, при этом под пашню отводилась малая часть земель. Значительная площадь оставалась для животноводства, в т.ч. овцеводства, не характерного для других областей Венгрии.

Нынешняя ясская кухня мало отличается от венгерской, но любой гурман расскажет о приверженности ясов баранине, без которой в Ясшаге не обходится ни одно торжество, об индейке, которую подают на Рождество, о предпочтении, которое ясы отдают тесту, об их небольшой любви к картофелю и, наконец, о ясском молоке, которое возят в Будапешт потому, что только из него получается хорошая простокваша.

Вам расскажут и о том, что ясы – прирожденные воины, скотоводы и землепашцы – никогда не любили торговлю. До середины XX века в Ясшаге продолжали разводить овец и крупный рогатый скот, занимались обработкой кожи, первыми начали шить шубы из бараньего меха прекрасной выделки.

Когда в Ясшаг пришла промышленность, ясы старались объединить усилия, поддержать друг друга, чтобы сохранить ведущие позиции в экономике. Считается, что ясы – очень настойчивые, дельные, упорные руководители. Еще в социалистические времена из их числа вышли успешные предприниматели и директора заводов, получавшие государственные награды.

ЯССКИЙ ХАРАКТЕР: ВСЕ ВМЕСТЕ – НО ОСОБНЯКОМ

Ясы очень гордятся своим происхождением и с удовольствием рассказывают о достоинствах народного характера. В их числе – целеустремленность и гибкость, упорство и трудолюбие, развитое самосознание и сплоченность, которая помогла выжить, несмотря на многие испытания. Все помнят, что в свое время не только состоятельные, но и неимущие ясы самоотверженно принимали участие в выкупе Ясшага.

Считается, что ясское общество и сегодня сохраняет закрытую структуру, сложившуюся под влиянием воинской иерархии прежних эпох. Близкие родственники держатся друг друга, перед серьезным решением держат семейный совет. Ясы предпочитают держаться особняком, тяжело сходятся с чужими людьми, но зато с теми, кого принимают, идут до конца.

Ясы могут быть импульсивными, но всегда стараются сохранить достоинство и предпочитают сдержанность. Окружающее неясское население называет их прозвищем, которое в буквальном переводе означает «люди с холодной подмышкой».

Яс всегда стремится завоевать вершину. Поставив цель, яс обязательно ее достигнет, даже если придется временно, под влиянием обстоятельств, отступить. Дождавшись удобного момента, он обязательно начнет новое наступление. Говорят, что у ясов есть особая способность к тактике. Поэтому среди них много высококвалифицированных интеллектуалов, занимающих высокие позиции на государственной службе, в научной и культурной жизни Венгрии.

Просвещенная ясская публика считает Кавказ колыбелью предков. В представлении ясской интеллигенции память о Кавказе объединяет Аланию-Осетию и Ясшаг, объединяет прошлое и настоящее. Для ясов, веками живущих на плоской венгерской равнине, горы – это образ духовной родины. Над селением Яс-Яко-халма в ясную погоду видны очертания далекой горы. Конечно, это не Кавказ, это гора Матра в отрогах Карпат. Но ее поэтический контур, изображаемый на полотнах ясских художников и воспетый ясскими поэтами, считается воплощением связи с древней родиной.

ЯССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Главный центр ясского культурного движения – Ясский музей в Ясберене. Его директор Эдит Бато – талантливая исследовательница народной культуры и подвижница ясского возрождения. В музее собрана богатая коллекция ясских древностей и документов. Ясский музей публикует научные исследования, организует научные форумы и яркие праздники ясской культуры. Их украшение – распорядительницы в ясской одежде, которые встречают гостей. Надевать по праздникам народную одежду престижно и модно.

Возродилась и мода на ясскую вышивку. Это заслуга выдающейся рукодельницы Евы Миши, которая объединила вокруг себя и научила старинному ремеслу десятки вышивальщиц. Вышивать на ткани здесь начали в XIX веке, прежде у ясов была только вышивка на коже. Ясские тулупы с вышитыми узорами носили даже звезды Голливуда.

Ясское общество, которое возглавляет доктор Ласло Добош, объединяет всех ясов Венгрии. Создан Ясский фонд, финансирующий культурные проекты. Его основатель – генеральный директор крупнейшего банка Венгрии яс Шандор Чани. Еще один фонд организован Шандором Чани в поддержку способных детей из малоимущих семей. Этот фонд имеет общегосударственное значение и поддерживает детей с 10-летнего возраста и до окончания университета.

Попечением Ясского фонда в Ясберене выходит ясский альманах, в Будапеште вышел на венгерском языке «Нартский эпос» в переводе ясского общественного деятеля и переводчика Бэлы Ковача. Бэла Ковач также перевел основные труды ученого — лингвиста Васо Абаева и работы многих других осетинских историков и языковедов.

В Ясберене работает объединение художников, есть ансамбль народного танца. Непривычная для осетинского уха мелодия не обманет внимательного зрителя: ритмический размер тот же. Ясский танец легко отличить от венгерского: он начинается с мужского соревнования. Только выдержав суровую проверку, можно пригласить на танец барышню.

Ясское историко-спортивное движение занимается возрождением традиционных видов спорта: наездничества, стрельбы из лука, военных игр. Осенью проводится праздник ясских конников и лучников. Условие участия – исторический аланский костюм. За показательными соревнованиями следует трапеза. Гостям преподносят почетные бокалы. Звучат приветствия и ответные тосты. Все выглядят так, будто вчера приехали из Осетии.

Знакомясь с вами, кто-нибудь скажет: мы давно смешались с венграми, но все еще поступаем по-другому. Совсем по-осетински ясы хлопочут вокруг котла с говядиной и рассаживаются за длинными столами. Только выглядит это немного грустно – никто из них не может объяснить, почему его сюда тянет, почему он поступает именно так и в чем заключается отличительный смысл ясской традиции.

УРОК И ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

В каком-то самом важном смысле венгерские ясы прожили альтернативную аланскую историю. Историю-предупреждение. Историю, способную помочь древней родине их предков оглянуться на себя, не растерять то единственное богатство, которое сохраняет народы и делает их равными – независимо от численности и территорий.

Ясы утратили свой язык к концу XVI века. Причина, ускорившая потерю языка, – турецкие походы, которые опустошили Ясшаг и рассеяли ясских беженцев по другим районам Венгрии. Ясы понесли большой урон, но устояли, сохранили свободу и привилегии. Однако утрата собственного языка оказалась главной и невосполнимой потерей, определившей и дальнейшую судьбу ясов, и место их в истории Венгрии.

Потомки аланов, в XIII веке потерявших кавказскую родину, через четыре века забыли родной язык и должны были стать частью венгерского народа. Что думают о себе они сами, кем осознают себя? «Я – яс», – ответит любой из них. И вдруг задумается, если задать ему вопрос о том, кем же он ощущает себя больше – ясом или все-таки венгром. Ответы могут быть разными.

Гордым потомкам аланов не так просто признать завершение своей истории. За прошедшие столетия культура ясов в корне изменилась, язык исчез, но в любых обстоятельствах они считали необходимым защищать свою самобытность и сохраняли самосознание. Ученые спорят о причинах ясского феномена. Объясняется ли он тем, что ясы всегда пытаются защитить свою автономию, или главная причина – в их привилегиях? Но ведь давно уже нет ни привилегий, ни автономии. А ясы пытаются сохранить в себе ясское начало и твердо отстаивают историческую память.

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук
gorets-media.ru/page/alany-i-vengry-roman-s-prodolzheniem-ili-uroki-istorii

This Post Has 0 Comments

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Search