«Без языка и культуры, невозможно восстановление национального самосознания!»
Хотелось бы начать с цитаты из одной статьи Чермена Тлатова:
«Без языка и культуры невозможно восстановление национального самосознания! Без национального самосознания невозможно истинное единение! Без национального единения неосуществимо этническое выживание!».
Казалось бы, все слова верны и правильны, но как показывает практика все же национальное самосознание является важнейшим фактором – именно оно стимулирует на познание языка и культуры.
Тезисы:
1. Единство народа достижимо только при условии его культурного развития на основе национальных традиций. На сегодняшний день многие могут сказать, что в Осетии происходит упадок культуры, более того – не имея возможности по-другому заявить о своем патриотизме, некоторые заявляют о ее полном отсутствии, и это даже стало модным. Но пускай эти «некоторые» отвечают за себя! Я заявляю: сегодня молодежь Осетии стремиться к познанию культуры и древних традиций предков. В молодежи растет патриотизм и об этом не нужно много говорить. Достаточно обратить внимание на реакцию молодежи на августовские события в Южной Осетии – тысячи молодых людей поехали защищать Родину и свой народ. Это подтверждает то, что молодежь устала от пустых лозунгов, и когда требуются действия, они готовы принять в этом участие.
2. Осетинский народ обладает древнейшей культурой, сформировавшейся на основе традиционных религиозных воззрениях осетин-асов. Поэтому осетины себя идентифицировали со своей религией.
3. Религия асов-осетин сохранена в преданиях предков – Нарты кадджытæ, Царциаты таурагъта. Ее элементы прочно сохраняются в народных традициях и обрядах осетин.
4. Религия асов-осетин уходит своими корнями в глубокую древность, еще во времена арийского единства.
5. Алания, как государство, возникла и развивалась на основе культуры и религии асов, и погибла с потерей ее. На сегодняшний день известно, что в штурме аланской столицы и центра асовской культуры города Магас, где вырезали все население, участвовали западные аланы, принявшие христианство. И, как пишет Даурбек Макеев, цитирую: «Очевидно, что здесь конфессиональный фактор сыграл более решающее значение, чем этнический. Это был конец Аланского государства, закат аланской истории».
А вот еще цитата из книги Кузнецова о истории алан: В первой половине XIII в. феодальная раздробленность Алании стала настолько типичным явлением, что, прямо или косвенно, фиксировалась современниками. Наиболее ярко этот «удельный период» описал лично побывавший в Алании в 1236 г . доминиканский монах — венгр Юлиан. Как свидетельствует Юлиан, в Алании «сколько селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села. Во время пахоты все люди одного селения при оружии вместе идут на поле, вместе также и жмут и так делают по всему пространству той земли; и если есть у них какая-либо надобность вне селения, добыча ли леса и другая работа, то они равным образом идут все при оружии… у них человекоубийство не считается ни за что». О том же почти одновременно с Юлианом пишет аланский епископ Феодор: «… Отличия моих пасомых — убийства прежде всего и прочие виды смертей».
6. Огромное значение в воспитании национального самосознания играет и отношение к историческим личностям, оставившим заметный след в истории народа. Во Владикавказе можно встретить много улиц, которые названы именами, не имеющими никакого отношения к Осетии, но нет улиц, которые бы носили имена, к примеру, Ос-Багатара (объединившего Осетию), Елбердука Туганова (разгромившего 30-ти тысячное войско крымских татар в 1707 г .), и многих других. Это не только дань памяти, это воспитание патриотических чувств.
7. Важнейшей задачей на пути единения осетинского народа является возрождение культуры асов-осетин.
В связи с изложенным, первоочередными МЕРАМИ, направленными на единение осетинского народа являются:
1. Придание официального статуса религии асов-осетин. Об этом еще говорилось на научной конференции в октябре 2007 г. на тему “Традиционные религиозные воззрения осетин”. На конференции говорилось, что пора бы уже перестать твердить массам, что осетинские религиозные обряды – это нечто темное, примитивное и перестать называть это все «язычеством».
Хетаджыбон признали официальным праздником, но какие результаты может дать признание одного праздника, без признания всей религиозной системы, религии асов-осетин в целом. Праздник этот полностью христианизируют. Скоро этот вымышленный христианский праздник вытеснит праздник посвященный Уастырджи. Специально подменивают понятия «Святая роща Хетага» и «Роща Святого Хетага», «Уастырджи» и «святой Георгий», только я лично не пойму, что за святой Хетаг и святой Георгий: у осетин реальная личность не могла стать святым. Все эти легенды с принятием Хетага христианства – ложь. Роща была кувандоном-святилищем, посвященным Уастырджи, так как в нем было, если можно так выразиться, зафиксировано проявление Уастырджи. Если бы осетины и правда так почитали Хетага, то сохранились бы до наших дней предания о том, что Хетаг был абреком, воровал детей и продавал их в Грузии? Конечно, нет. Осетинам важно проявление Уастырджи, а не кто такой Хетаг и от кого и по какой причине бежал.
2. Поддержка научных исследований по этнографии и фольклору осетин, сохранивших и донесших до наших дней традиционную культуру и религиозные воззрения нашего народа. Эти исследования станут той основой, на которой базируется национальное самосознание любого народа.
3. Воссоздание осетинских обрядов и традиций. Это не предполагает возврат к прошлому. Но, воссоздавая обряды и традиции, молодежь будет воспитываться на основе отечественной, в том числе и национальной культуры, а не на основе западного зачастую низкопробного культурного суррогата.
4. Реставрация и восстановление Дзуаров. Если бы в Осетии не было энтузиастов-патриотов, одно из трех главных святилищ осетин – Реком, по сей день представляло бы собой горстку пепла. А в восстановлении Рекома участвовало несколько сот человек, основная часть которых – молодежь. У энтузиастов, восстановивших Реком, есть проект: построить башню-масыг в центре Владикавказа по всем правилам строительства таких сооружений. Особенность этой башни будет в том, что она будет строиться из материалов, привезенных со ВСЕХ ущелий Осетии, как символ Единства. Хотелось бы верить, что правительство как-то поможет в этом начинании.
5. Введение в школах изучения Нарты кадджытæ, с 1 по 11 класс. Изучение на базе Нарты кадджытæ базовых понятий культуры асов – Уас, Æгъдау, Кад …и т.д. (Необходимо обратить внимание на тот факт, что во многих школах города сняли часы по ТКО – Традиционная культура осетин, — а с будущего года Министерство образования намерено снять эти часы во всех школах Республики). 2007 год был объявлен в Республике Годом культуры, после чего последовало решение снять ТКО. В мае этого года провели праздник осетинского языка, а через несколько дней был издан указ о сокращении часов осетинского языка в городских школах.
К сожалению, наши политики и чиновники вспоминают об осетинском языке и культуре только в популистских целях, или когда под маркой развития осетинского языка и культуры выпадает возможность заработать (т.е. за счет уничтожения языка и культуры набить себе карманы). Получается буквально: вспоминают язык по праздникам.
6. Введение в школах осетинских танцев и песни как обязательных предметов. Например, в школе где я учился у нас был урок хореографии и пения, почему бы на этих уроках нельзя преподавать осетинские танцы и учить осетинским песням? Раз уж речь пошла о школах… Сейчас очень много детей не знают родного языка, а учителей преподающие осетинский язык именно как иностранный язык нет. Поэтому необходимо начать готовить именно таких педагогов.
7. Организация для школьников, студентов и молодежи спортивных, интеллектуальных и творческих состязаний по национальным играм.
8. Для того, чтобы поднять планку национального самосознания, необходимо издать различные учебники, учебные пособия и популярные издания по осетинскому языку, а также книги по осетиноведению: по истории, этнографии, фольклору. Средства, выделяемые для этих целях правительством, как правило, оседают в чьих-то карманах, нанося двойной вред: и соответствующие книги не выходят в свет, и желание у авторов книг пропадает писать какую-либо работу. Для того чтобы дела сдвинулись с мертвой точки (вопреки чиновникам), необходимо создать общеосетинский фонд, средства от которых направлялись бы на конкретные программы. Работа же Фонда должна быть прозрачной: в конце каждого года должны указываться кто сколько перечислил, сколько на что потрачено и т.д.
Существует масса людей, которые не понимаю дигорского диалекта. Мы не можешь позволить этого. Два диалекта должны способствовать развитию друг друга. Как, например, это происходит в Афганистане, где существует два основных диалекта: кабульский и кандагарский. Они прекрасно сосуществуют и взаимодополняют друг друга.
На базе Педогагического Института создана лаборатория по учебно-методическим разработкам. За 4 года своего существования они не выпустили не одного учебника осетинского языка. Предложили только несколько сомнительных экспериментов. Так, например, они предложили убрать буквы из осетинского алфавита, отражающие русские фонемы, но как тогда писать заимствованные из русского языка слова? Еще одно их предложение заменить буквы «з» на «ж», «с» на «ш», «ц» на «с», «дз» на «з». В таком случае придется переиздавать более 40 учебников, а через кого это все будет происходить остается только догадываться. Лаборатория практически монополизировала издание учебников осетинского языка, ведь вся экспертная комиссия, которая утверждает учебники, состоит из сотрудников лаборатории. В итоге им выделяют огромные средства, а результата – ноль. Да по другому и не может быть, т.к. эксперименты рассчитаны на 17 лет (а за 17 лет, как говорил Ходжа Насреддин, или ишак подохнет, или хан помрет). Даже ЮНЕСКО выделяли средства для сохранения осетинского языка, им это больше надо, чем осетинам. Абсурдно, но правда. На просьбы создать комиссию по работе этой лаборатории правительство не реагирует. Догадайтесь почему…
В заключении, хотелось бы поведать вам о характеризующем осетин сообщении Войскового Штаба Терского Казачьего войска в 1911 году. Там есть такие слова: «Самое передовое и наиболее сплоченное горское племя на Северном Кавказе»; «…всегда умеют сплачиваться»; «Опасный народ, который нельзя соединять и сплачивать».
И дай-то Хуыцау, чтоб завтра о нас смогли сказать тоже самое
Габараев Альберт
Первый доклад «Быть или не быть Аланам?» Боллоева Роберта можно прочитать здесь.
Комментариев: 0