skip to Main Content

«Гений глубоко национальный — и чуждый национализму…»

К 145-летию со дня рождения поэта

Ольга Бигаева, сотрудник Национальной научной библиотеки РСО – А:

— День рождения Коста — это дата, к которой у нас, работников крупнейшей библиотеки республики, отношение всегда было по-особому трепетным. Практически каждый год мы стараемся приурочить к ней новые подарки для наших читателей, и нынешняя осень, на которую выпадает 145-летие великого основоположника осетинской литературы — конечно же, не исключение. 15 октября в Национальной библиотеке «стартует» декада книги «Весь мир — мой храм». В ее рамках пройдет целая серия книжно-иллюстративных выставок, на которых будет представлено немало уникальных изданий из наших фондов, состоится обзор литературы на тему «Коста и его окружение»… И, готовясь к этой декаде, мы вновь получили для себя зримое подтверждение: один из самых, пожалуй, актуальных и значимых уроков, который нам, сегодняшним, преподает своей биографией Коста – это то, что он, страстный патриот своей родины, Осетии, и своего родного народа, был в то же время и интернационалистом в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Человеком, чьи душа и сердце были открыты миру…

Коста, осетина по крови, связывала тесная дружба с Варварой Григорьевной Шредерс, урожденной Ломоносовой — замечательной женщиной, известной владикавказской просветительницей, стоявшей, кстати, у истоков создания книжного фонда нашей библиотеки. «Вы первая заронили луч света в наши темные аулы. Вы первая призвали нашу горянку к учению», — дошли до нас его проникновенные слова, обращенные к ней. А в одном из своих стихотворных посланий к Варваре Григорьевне, принимавшей, как известно, большое участие в его нелегкой судьбе, Коста восклицает: «Эх, была ли святая Варвара / Бесконечно добра так, как Вы?..». И, если мы вспомним о других людях, составлявших его окружение — о тех, кого Коста считал своими духовными наставниками и единомышленниками, с кем дружил, в кого влюблялся, — то ведь среди них — тоже представители самых разных национальностей. И Януарий Михайлович Неверов— замечательный русский педагог, директор Ставропольской гимназии, где Коста учился. И грузинский просветитель Михаил Кипиани. И армянка Анна Попова — первая любовь поэта. И карачаевский художник и поэт Ислам Крымшамхалов. И осетины Цаликовы и Гаппо Баев…

Гений Коста был совершенно чужд национализму — хотя, при этом, глубоко национален. Сегодня, когда определенные силы вновь пытаются посеять между народами России межнациональную рознь, дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе, этот его завет должен стать уроком и примером всем нам…

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск