Мухтарбек Кантемиров: «Герой на сцене обязательно должен быть личностью в жизни!»
Нам все дано – поступок, мысль и речь.
И только это в нашем мире властно.
Что значит жизнь?
Чтоб жизнь была прекрасна,
Своею жизнью – Жизнь увековечь!
(из к/ф «Не бойся! Я с тобой.»)
Казалось бы, столько времени прошло со времени выхода на экраны знаменитой кинокартины Юлия Гусмана «Не бойся! Я с тобой», а ее герои по-прежнему современны и любимы зрителем, хотя и не всегда до конца понятны.
А еще более интересны люди, так ярко воплотившие их жизнь на экране.
Ровно год назад в феврале 2004 года в Доме Актера народный артист Осетии Мухтарбек Кантемиров отметил свое семидесятилетие вместе с коллегами, друзьями и близкими людьми.
Тот самый юбилей, как и каждый день рождения Мухтарбека, стал теплым и радостным, живым праздником. И во многом благодаря тем замечательным людям, которые собрались чествовать юбиляра: Юлий и Михаил Гусманы, Лев Дуров, Мстислав Запашный, Александр Гордон, Олег Кантемиров, многие выдающиеся государственные и общественные деятели республик Северной и Южной Осетии и другие гости. Да и, помнится, самому юбиляру, продемонстрировавшему мастерское владение метательным оружием.
…В разгар выступления зал услышал реплику одной гостьи: «Вот каким я всегда представляла идеального мужчину!» И правда, на сцене Мухтарбек всегда олицетворяет Героя – будь то князь, казачий атаман, легендарный алан или даже сам Святой Георгий. К этому Герою можно обратиться в трудную минуту, им можно восхищаться, но очень трудно быть им. Год, прошедший после юбилея, это подтвердил снова.
О великой цирковой и каскадерской династии Кантемировых и ее продолжателях написано уже так много, что очень трудно найти что-то новое. Ни для кого не секрет, что именно Алибек Тузарович Кантемиров начал и развил конно-трюковое дело в СССР, а его сыновья Ирбек и Мухтарбек основали знаменитый Конный театр «Каскадер», завоевавший великое множество наград по всему миру. Мухтарбек стоит у руля художественного руководства театром по сегодняшний день. И это, пожалуй, главное его достижение. Давняя масштабная мечта о создании конного театра, наконец, осуществилась. Не стоит забывать и о том, что параллельно с этим, Мухтарбек Кантемиров многого добился на цирковой арене. Он участвовал во Всемирном цирковом форуме на Кубе, побеждал вместе со своим театром на Всемирной театральной Олимпиаде, на трех Международных фестивалях каскадеров, на Фестивале зрелищных театров в Кузнецке. Конному театру Мухтарбека Кантемирова рукоплескали зрители во Франции, Германии, Швейцарии и Болгарии. А помимо этого Мухтарбек Алибекович является Президентом Гильдии каскадеров России, членом Ассоциации мексиканских наездников «Чаррос» и Президентом Федерации боевого метания «Летящий нож». Наравне с известнейшими актерами он снимался в главных ролях в кинофильмах «Не бойся! Я с тобой» и «Петр I», причем выполняя как актерскую, так и трюковую работу!
Младший из сыновей великого Алибека, Мухтарбек, часто оставался в тени, но бесспорно одно — он добился больше, чем многие его соратники и конкуренты.
Однако за огромным количеством заслуг, званий и наград, а также представлений, созданных для взрослых и детей, скрывается живой, довольно противоречивый и очень интересный человек, что, согласитесь, обязывает ко многому.
«Вся жизнь — театр», и эта фраза бессмертна. Но затухают огни сцены, пустеет зал, лошади тихо засыпают в денниках. И Герой становится обычным человеком.
Сам Мухтарбек или дядя Миша, как ласково зовут его друзья, будучи невероятно скромным человеком, слегка иронично относится и к титулам, и к юбилеям. Возраст – это груз колоссального опыта и воспоминаний, а не дата. И этот «багаж» сопровождает нас всю жизнь. Человек молодеет в делах, приносящих отдачу, а искусство – повод выйти за пределы обывательских рамок, сделать свой мир доступным каждому. В награду – восторженная любовь зрителей и друзей, которые любят бескорыстно и искренне, создавая тем самым атмосферу комфорта, тепла и понимания. Каждый прожитый год – частичка души.
Поэтому пусть этот рассказ будет… о любви. И о Человеке.
… Зима. База Конного театра в подмосковном Новогорске. Звонкий собачий лай – из-за поворота вылетает красавица – черная Асанна. За ней выходит дядя Миша – такой большой, такой радостный и, главное, такой настоящий.
«Здравствуй, моя дорогая! Почему так давно не была? Пойдем пить чай?» Любой срок — уже давно, ведь для хороших людей время течет по-другому.
Асанна – собака Мухтарбека, не по-собачьи умно и преданно смотрит на хозяина. Тот смешливо сетует: «Асенька, ну когда же ты заговоришь! Наверное, не любишь болтовню…»
Животные – большая часть его жизни. Каждодневный обход конюшни – своеобразный ритуал, частенько превращается в веселое шоу в лучших традициях конного театра.
Лошади волнуются и «передают» друг другу: «Внимание всем постам! Идет Мухтарбек. В руках у него морковка. С ним куча гостей. Покажем-ка свои способности».
24-летний красавец Лурик –—золотистый конь Мухтарбека, его верный спутник и партнер, сдержанно приветствует своего хозяина. Они очень похожи — оба спокойны, мудры и благородны. А еще тем, что оба знают цену своей славе и успехам, ведь вместе делили и радости, и горести. «Не грусти. Мы еще всем покажем, старый!» — Мухтарбек ласково треплет челку Луря.
Лошади ошибаются редко. Гости, действительно, собираются у Мухтарбека с завидным постоянством. Это кажется загадкой. Даже на юбилее было довольно мало конников, актеров, знающих Мухтарбека Алибековича в профессии. Но он притягивает хороших людей, независимо от их возраста и положения. «Добро всегда к добру», — тут же возникает фраза из любимого кинофильма. То ли герои определили жизнь актера, то ли, что вероятнее, он внес в образы свою душу, свою личность.
Новогорск – это атмосфера Дома. Здесь процветает культ мастерства, дела, Лошади и тепла. В глазах рябит от картин, произведений искусства из кожи — хочется остаться и разглядывать все это, но никак не уходить. Друзья, интереснейшие люди, увлекательная и любимая работа. И этот Дом открыт каждому.
И, что характерно, хороших, добрых и искренних притягивает сюда снова и снова. А остальные…они просто не задерживаются. Такое вот чудо. Для иных взрослых — еще большее испытание, чем «гадкая» действительность. У сказочной жизни свои традиции. Частью — они национальные, но в большинстве своем — это особая ментальность театра, ненавязчивым оберегом живущая в Доме.
Итак, люди. Остаются добрые, запоминаются светлые. Их нужно слушать. И именно год назад, в юбилей Мухтарбека Алибековича немало их решилось вдруг раскрыть секреты отношений, сказать слова, все время бережно хранимые у сердца. Без титулов и званий — просто Хорошему Человеку.
«Назвать Мухтарбека Учителем, думаю, может каждый, сидящий здесь в зале. Это удивительно. Давайте выпьем стоя за нашего Учителя, учителя по жизни, по искусству, по доброте, дружбе и человечности, за великого артиста, великого человека, пусть он будет счастлив сто лет!» Так поздравил Мухтарбека его старинный друг и соратник, режиссер Юлий Гусман. «Не бойся! Я всегда с тобой», — добавил в поздравительной телеграмме министр культуры Азербайджана Полад Бюль-бюль Оглы.
А что говорят о дяде Мише в его семье? Каков он в своем домашнем мире, рассказывает внук, Николай Воронин:
«Известность Мухтарбека, конечно, повлияла на меня как на одного из младших представителей семьи Кантемировых. В обществе нужно соответственно себя держать, на высоте. Да и в остальном – тоже.
Из специфических, «кантемировских» традиций в семье, пожалуй, — это доброта. И магнетизм, совершенно необыкновенный. То есть когда перед глазами такой пример, сам невольно стремишься ему соответствовать. А вот гордости, такой, чтобы презирать кого-то, этого у него нет и быть не может.
Хотя у меня нет возможности продолжить дело Мухтарбека, я стремлюсь любое дело исполнять с тем качеством, которое одно признает дед, — как можно лучше. Что я ему пожелаю? Не стареть, всегда быть с нами, быть современным, чтобы все, что связано с фамилией Кантемировых, — все это оставалось актуальным».
Народный артист СССР, Лев Дуров:
«Мы с Мухтарбеком знакомы много-много лет. И он, конечно, совершенно удивительный человек. Я обращал внимание, что когда он появляется в какой-нибудь незнакомой компании, то моментально все в него влюбляются. Думаю, в нем есть какая-то магия, невероятная доброта, открытость, бескорыстность. Сколько раз я к нему обращался за помощью, например, на спектаклях, он никогда не отказывал – и все мои актеры в него влюблялись! Вот что это за магия, я, наверное, никогда не разгадаю. Я знаю, что он очень сильный, и физически и духом, но ни разу не видел, чтобы он не то, что до кого-то дотронулся, а даже чтобы голос повысил. Он умудрялся снять напряжение, даже не повысив голоса! Вот это, конечно, удивительная черта. Я так шутя называл его «Христос» — человек, которого можно очень сильно обидеть, и он тебе не ответит тем же.
Однажды на съемках я видел удивительную вещь. Мы снимались на колхозной конюшне, где стояли самые настоящие клячи, одры, у которых брюхо по земле волочится. И когда вдруг Мухтарбек зашел в конюшню — они сразу стали стройненькими-стройненькими! А сказал-то всего два-три слова. Какое-то он воздействие имеет, на лошадей и на людей. И когда Мухтарбек скачет на лошади – а для меня это лучшие сцены в фильме – то непонятно, где человек, где лошадь – такое вот произведение искусства.
Да, он во многом играет героя, но Мухтарбек и сам очень мужественный человек. И потом он же не все это показывает зрителю, он просто постеснялся бы все показать. Так что он удивительный человек и… редкий. Недостатки? Не знаю за ним такого. Ни жесткости, ни жадности, ни злости, даже, когда она необходима. У меня дома – везде сплошной Мухтарбек Кантемиров, все стены в его подарках и в нем самом. Иной раз засомневаюсь, кто здесь хозяин. Так что он святой! Пожелания? Да что мы можем пожелать друг другу? Здоровья, ведь денег у нас все равно не будет, а остальное, вроде, все есть. И видеть, чтобы кто-нибудь сильно помог ему. А то все время какие-то препятствия и испытания. Ну вот хоть бы Бог помог, что ли? (Смеется) Сказал: «Нет, хватит ему уже испытаний, надо помочь». Собрал бы Апостолов и они бы так решили. На художественном совете…»
Анатолий Клименко, директор Конного театра «Каскадер»:
«Когда Мухтарбек кому-нибудь меня представляет, он говорит «мой директор». Наша с ним совместная работа – это уже давно не работа, это — жизнь. И Мухтарбек для меня прежде всего старший товарищ, друг — невероятно талантливый, чистый, любящий свое дело. О том, что из себя представляет Мухтарбек в конном и цирковом мире даже и говорить не нужно – это просто живая легенда, многое из того, что он когда-то сделал, не только не превзойдено, но и вряд ли когда-нибудь будет повторено.… Ну а если говорить громкими словами, то лучше всех сказал один из координаторов трюковой работы на Международном фестивале каскадеров «Прометей»: «Вы думаете, что Кантемиров — это ваше достояние? Нет, Кантемиров — достояние всего человечества…»
Юлия Якубовская, артистка цирка:
«Я Мухтарбека знаю около восемнадцати лет. Еще маленькой девчонкой с ним познакомилась. Ну тогда это, конечно, просто был шок — он же просто неотразим на своем красавце коне! У меня до того портрет Гойко Митича висел на стенке как мужской идеал, но после знакомства он был безжалостно отправлен в чулан, а его место по праву занял Мухтарбек. И до сих пор там и остается. (Со смехом)
И он мне практически как второй отец, причем сначала я именно в человека влюбилась, и только потом узнала, какой Мухтарбек весь великий и известный. Мне кажется, он обладает теми качествами, которые мало у кого можно найти сегодня – внутренним благородством, повышенным джентельменством, что так редко встречается сейчас; всегда поможет, никогда никому не откажет. Иногда он даже слишком мягкий! Очень уважает старших, свою семью, традиции. Вот что надо перенимать, причем идеальное воспитание состоит именно в том, что самому хочется тянуться до его уровня, брать только лучшее!»
Рита Левантовская, артистка цирка:
«К ТАКОМУ человеку я отношусь с величайшим трепетом, уважением, нежностью, короче говоря, всеми добрыми чувствами, на которые только способна. То, что я к нему отношусь — вот что самое удачное!»
Валентин Аполлонов, художник-кузнец:
«В моей жизни был очень тяжелый этап, и когда начался новый, я и познакомился с Мухтарбеком. Думаю, это знакомство было не случайным. И вот главное, что я ощущаю, когда общаюсь с Мухтарбеком, можно определить в двух словах: светло, легко. Здесь какая-то положительная энергетика. И атмосфера дружелюбия. Причем бывают-то у него люди разные, наверное, это для самосовершенствования необходимо, потому что он людей всех изначально меряет по себе — и все они кажутся хорошими. А вот потом уже естественным образом происходит отбор. Остаются самые верные люди. Для меня это общение – отдушина в жизни. Полученной от этого энергии может хватать на целую неделю вперед, и в быту, и в моем творчестве. А вот с дружбой сложнее. Мне кажется, что Мухтарбек мало кого может назвать своим другом в полном значении этого слова. Наверное, одним из таких друзей был его старший брат Ирбек. По крайней мере, если бы про меня когда-нибудь так отозвался бы мой брат, как Мухтарбек говорит о Ирбеке, для меня это было бы большим счастьем.
Что пожелал бы? Я пока не знаю, ведь слова должны идти от сердца, заранее их трудно заготовить. Когда буду говорить, я обязательно их найду, и светлые и теплые, обязательно. А пока… не знаю, как все это выразить».
И все-таки хотелось бы сказать те слова, которые долгие годы жили в нас. Их нелегко прочувствовать, еще труднее выразить: так много они охватывают.
Для многих, также как и для меня, знакомство с Мухтарбеком обернулось редкостной удачей, а дружба – счастьем, большим, чем просто общение или эмоциональный обмен.
Некоторые артисты стремятся прожить жизнь, как их герои, что очень часто приводит к трагедии. А другие – просто живут, заражая своей любовью к жизни окружающих.
Наверное, у Мухтарбека есть недостатки. Но его беда и, одновременно, счастье в том, что в цельной, сильной личности они сплетаются в одно целое с достоинствами и… остаются за кадром, как дубли не очень удачных сцен.
Только в жизни все сложнее и интереснее.
Неизменным остается тепло, которое дарят близкие и просто хорошие люди — тепло их мыслей, слов и поступков. Поэтому самое лучшее представление Мухтарбека Алибековича — «Познакомьтесь, это хороший человек», — скажет само за себя.
Ведь все-таки главная любовь Мухтарбека не собаки и не лошади, а именно люди. И он не говорит: «Любите меня, ведь я такой хороший!» Нет. Он говорит: «Я не хороший и не плохой. И я люблю вас».
Это те качества, по которым так легко различить сияние звезды и свет лампочки – и не ошибиться в выборе главных целей. Весь человеческий путь — это лестница, и только от нас зависит, вверх идти или вниз. В этом помогает свет.
И в темноте видны звезды, ведь полный мрак — только там, где нет людей! Звездный свет можно отражать и рассеивать вокруг. Пока есть такие люди, как Мухтарбек, этого света никогда не будет мало.
Люди — существа с меняющимися лицами, мыслями и отношениями. Но основное, чему мы научились благодаря Мухтарбеку, — это дорожить людским теплом и помнить только хорошее, что бы там ни было.
Когда слова сказаны, остаются в прошлом и сегодняшнем настоящие взгляды, рукопожатия. И в будущем. Пусть главным пожеланием не только на юбилей, но навсегда останутся именно это добро и свет человеческих душ.
С уважением — к Мухтарбеку Алибековичу, с искренней и нежной любовью — к дяде Мише!
Марина Мерникова
Комментариев: 0