Назревающий конфликт вокруг древних Аланских храмов
Вчера, 15 июля 2017 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы состоялась встреча Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йорксого, Илариона с представителями осетинской общественности во главе с протоиереем Яковым Хетагуровым.
Во время встречи обсуждался вопрос о состоянии древних Аланских храмов Нижне-Архызского комплекса, которые располагаются на территории современной Карачаево-Черкеской Республики. В связи с заявлениями мусульманской общественности КЧР о намерениях реконструировать здания древних христианских храмов под мечети, протоиерей Яков Хетагуров обратился к Первоиерарху с просьбой о помощи и содействии в передаче храмов в юрисдикцию Русской Православной Церкви с целью их дальнейшей реставрации и возобновления богослужений.
Краткая историческая справка о древних Аланских храмах, находящихся на территории Республики Карачаево-Черкесии.
Сентинский храм — является одним из пяти самых древних аланских христианских храмов расположенных в Нижне-Архызском городище (Архызское городище) – историко-архитектурный памятник, на территории которого расположены пять древних аланских храмов, возведенных в период с VI-X веков. Он был построен предками современных осетин – Аланами, ещё во времена Аланского государства, которое располагалось на этих землях. Время постройки храма до недавнего времени было объектом дискуссий. Большинство ученых сходились во мнении, что храм построен в период расцвета Аланского царства и датируется рубежом IX-XI веков. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 года. Здание храма сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI века. Длина здания без апсиды составляет 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола составляет 10 м. Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов – уникальный религиозный памятник аланского наследия.
Шоанинский храм — православный собор, один из древних христианских храмов, возведённый предками современных осетин — аланами в первой половине X века, на территории Архызского городища (Историческое место проживания аланов-осетин) – территория современной Карачаево-Черкесии. Храм расположеен в окрестностях села Коста Хетагурова, представляет трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими подпружную арку и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м, высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м.
Поселок, в окрестности которого расположен храм, назван в честь его уроженца, великого осетинского писателя, основателя осетинской письменности Коста Хетагурова, сына основателя поселка Левана Хетагурова.
Данная местность так же известна и другими знаменитыми жителями и уроженцами осетинами: Бутаев, Георгий Данилович (1910—1943г.) — Герой Советского Союза, Дзасохов, Григорий Иванович (1880—1918г.) — осетинский публицист и общественный деятель, Козаев, Александр Борисович (1919—1994г.) — Герой Советского Союза, Калоев, Александр Александрович (1918—1943г.) — Герой Советского Союза (посмертно).
Первый храмом Нижне-Архызского городища, который издалека был виден купцам караванов «Великого шелкового пути» возивших товары из Китая в Византию, был величественный и монументальный «Северный» храм – самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII веков. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский. Весьма интересен вопрос о чине освящения собора. В письменных источниках сведений об этом найти не удалось. Поэтому археологами были проведены специальные исследования, связанные с определением точного азимута главной оси церкви и его привязки к датам юлианского календаря. Полученные данные позволяют утверждать, что храм был посвящён святителю Николаю Мирликийскому и, следовательно, мог именоваться Никольским.
Средний Зеленчукский храм, как и другие церкви Аланской епархии, расположенных , на территории Архызского городища (Историческое место проживания Аланов-Осетин) относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как «крест свободный», с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. Интерьер храма был украшен великолепными фресками. Особенно много сохранилось их в экзонартексе — западном рукаве креста. Наибольший интерес по своей цветовой гамме и деталям костюмов представляют фрески с изображениями «Святых воинов». Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.
Южный Зеленчукский храм
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Архызского городища (Историческое место проживания Аланов-Осетин), единственным действующим ныне является Южный храм. Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением техники кладки «тычком и ложком» в углах здания. Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени – в пределах Х века.
Комментариев: 0