skip to Main Content

Осетинское язычество: какое оно?

Под таким заголовком на популярном канале «Мир Кавказа» вышла интересная статья, с которой предлагаем вам ознакомиться.

Обычно осетины считаются христианами и мусульманами. Но это не совсем так.

Помимо православия и ислама осетины также следуют и древней вере аланских предков. Сегодня мы узнаем об этих уникальных верованиях немного подробнее.

Итак, большинство осетин-иронцев (включая южных кударцев) следует православному христианству. Большая часть осетин-дигорцев — исламу.

Но и дигорцы и иронцы, неважно от того, какую веру они исповедуют, почитают и древнюю веру отцов. Она называется Уацдин. Эту веру исповедовали до принятия в X веке христианства древние аланы, прямые предки осетин.

В чем суть Уацдин?

Согласно этим верованиям, идущим еще от древних нартов, существует единый Бог-творец «Стыр Хуыцау» (в переводе с осетинского — Великий Творец).

Посредник между Хуыцау и людьми называется Уастырджи (ассоциируется со Святым Георгием), покровитель воинов и всего рода человеческого.

Также в верованиях осетин существуют и другие божества — Дзуары.

Считается, что перед дзуарами, Уастырджи и Стыр Хуыцау никогда нельзя стоять на коленях. Роль молитвы (хистæр) Богам в Уацдин выполняет тост (Ирон куывдтæ). Осетины молятся, стоя за столом, с чашей особого традиционного пива (бæгæны, алутон) в руках.

Где осетины поклоняются дзуарам?

Для того в Осетии существуют особые сакральные места силы. Одно из таковых мест — священная роща Хетага (Хетæджы къох), расположенная на 13 гектарах реликтового леса в Алагирском районе Северной Осетии.

Во второе воскресенье июля сюда на Праздник Хетага (Хетæджы Бон)приезжает с теплыми пирогами множество верующих из Северной и Южной Осетии. Считается, что вознесенные здесь молитвы имеют особую силу. А из рощи не разрешается ничего выносить.

По легенде в этой роще некогда жил Хетаг, сын кабардинского князя, не пожелавший принимать ислам и навсегда покинувший Родину. В Осетии Хетаг дал начало славному роду Хетагуровых, в числе представителей которого и великий осетинский поэт Коста Хетагуров.

Еще одно из самых святых мест Осетии — святилище Реком, что в Цейском ущелье Северной Осетии. В этом деревянном строении осетины (только мужчины) просят у духов богатого урожая, защиты от болезней. Сюда же приходят осетинские юноши перед призывом — просят успешной службы в армии.

В общем…

Стоит отметить, что Уацдин крайне гармонично сочетается в осетинским обществе с исламом и христианством, ничуть не мешая людям исповедовать и эти религии.

Уацдин осетины воспринимают как нечто свое, свойственное лишь им. Что-то, что является исконным символом древней аланской нации и придает ей жизненные силы. В Северной и Южной Осетии эта древняя вера возведена по сути в ранг национальной.

Осетины у святилища Реком на молитве
Осетины у святилища Реком на молитвеОригинал материала

This Post Has 0 Comments

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Search