Размышления на тему осетинности в ракурсе ирондзинад
В Интернете был опубликован проект под названием «15 квинтэссенций Осетинности (Ирондзинад)». Его авторами являются профессор Московского Университета Алеся Джиоева и талантливый ученый физик из известной в мире лаборатории «CERN» Нелли Пухаева.
Так как в Южной Осетии не много пользователей мировой сети, то, пользуясь случаем, во время пребывания Алеси Алекcандровны в Цхинвале, мы предложили ей поделиться с «ЮО» размышлениями об Осетинности, о жизни, на что она любезно согласилась.
Иллюстрации к «Размышлению на тему осетинности» в pdf файле можно скачать здесь
— Разговор об Осетинности — дело настолько личное, это — не просто определение, а, скорее, состояние души, и публичный разговор на эту тему, на мой взгляд, содержит элемент пафоса, что не всегда искренне. Это все равно, что говорить много о своей матери и при всех. Само понятие «мать» уже однозначно и ясно. Она родная и всегда в нас. Также и в отношении понятий — «осетин», «осетинность». Но раз уж мы написали об этом, то давайте поговорим.
Вообще, мне кажется, что вещи скорее должны пониматься без объяснений. Потому что в процессе объяснения что-то неуловимое, но важное, начинает теряться. Поэтому я предпочитаю, когда вещи понимаются, а не объясняются. Взаимное понимание, скорее, сопонимание, приносит особую радость. Разве можно объяснить или описать притягательность картин, допустим Густава Климта? Автор любого произведения, придавая ему ту или иную форму, рассчитывает на восприятие зрителем или читателем именно того, что им создано, но каждый новый зритель видит это по-своему.
Теперь о том, как все это получилось. Как-то я встретила в одной книге 50 квинтэссенций Английскости. Это был своего рода шоу- проект, но он привел меня к мысли о создании квинтэссенций Осетинности. Ведь сейчас много говорят об Английскости (Englishness) и схожих понятиях. Очевидно — это стремление народов сохранить и подчеркнуть свою этничность в этом глобализирующемся 21 веке. Я думаю, что и нам необходимо подчеркивать наши достоинства, как и все хорошее, что есть в культуре и истории нашего народа.
Мы не ставили целью публиковать или как-то рекламировать свою точку зрения на этот вопрос, но своими мыслями я поделилась с Нелли Пухаевой. Ей очень понравилась идея, она предложила сопроводить их иллюстрациями и вместе у нас получился вот такой небольшой проект, представляющий собой гендерный взгляд на Осетинность, без претензии на то, чтобы стать курсом по культурологии Осетии или уж, тем более, какой-нибудь «Осетинской Библией». Хотя, скажу прямо, было бы неплохо, если бы кто-нибудь написал книгу по культурологии осетин.
Мы думали создать своего рода портрет Осетии, но портрет не академичный, а скорее импрессионистский, поданный в виде отдельных мазков, каждый из которых представляет значимую ассоциацию в концептосфере «Осетия». Ведь уже давно не новые научные исследования доказали, что именно ассоциативное мышление, опирающиеся на эмоции и интуицию и формируемое правым полушарием мозга, а не на логику и ответственное за него левое полушарие, ближе к истине.
При этом, хочется отметить, что позиции выделяемых понятий не прямо однозначно отражают их приоритетность. Как в общем-то и бывает на портрете. Ведь, нельзя же сказать, что, например, лоб более значим, чем глаза, потому, что он выше?
Допустим, если понятие «Фарн» позиционировано на 10 месте, то это не значит, что оно менее значимо, чем те, которые находятся на второй или третьей позиции, ибо нельзя все квинтэссенции поставить на 1-ую позицию, позволяя себе разноречивые суждения и, порой, крайние оценки.
Ясно, что здесь важна сама постановка вопроса и то, что назрело желание высказать свои суждения о его сути.
Теперь о самих квинтэссенциях:
1. Валерий Гергиев
Почему первый в списке? Потому, что именно Гергиев поднял понятие «Осетин» на уровень высочайших мировых стандартов.
И действительно, не все были согласны с тем, что Великий Маэстро на первом месте.
Была мысль сделать первыми концепты: «Æгъдау», «Фарн» и т.п., а затем поставить людей. Но, на мой взгляд (как и по мнению философа Куайна, которым я зачитывалась еще в аспирантуре) первичны в мире объекты, и только затем — представления об этих объектах. Иными словами, важны прежде всего конкретные люди и их конкретный вклад в дело Осетинности.
Ведь именно Валерий Гергиев поднял понятие «Осетин» на столь высокий уровень. И именно он прославляет свой народ, как никто до него.
Выросший и воспитанный на всех этих понятиях — «Фарн», «Æгъдау» и др., являясь достойнейшим потомком скифов, сарматов и алан, он несет ВСЕ ЭТО в мир вместе со своим талантом.
2. Триколор бело-красно-желтый
Трехцветная символика — это очень древне и при этом, очень современно. Одновременно она жизнеутверждающа. Спасибо всем, кто это обосновал и сформулировал.
Все знают историю триколора, уходящую в глубочайшую древность и отраженную в Нартском эпосе и мне кажется, что она прекрасна, как и сама легенда. Как, впрочем, и соответствующая ей историческая реальность.
При этом, это еще и символ единой потенциальной государственности двух Осетий.
3. Историко-этимологический словарь Васо Абаева
Нужно ли много говорить о Вассо Абаеве?…
Недавно я была на защите докторской диссертации по японскому менталитету, и оппонировал очень известный лингвист В.М.Алпатов. Я задала интересовавший меня вопрос и при этом назвала свою фамилию. В своем ответе профессор Алпатов выразительно посмотрел в мою сторону и сказал: «Как говорил ЕДИНСТВЕНЫЙ корифей XX века Василий Иванович Абаев…» и так далее (слово «единственный» было выделено фонетически и очевидно отражало его отношение к Василию Ивановичу).
И подобное слышишь каждый раз, когда оказываешься в соответствующей аудитории.
Историко-этимологический словарь…
Это то, чего не имеют многие очень достойные народы.
Но если честно, то лично я предпочитаю маленькие «изыски», например, такие, как «Понятие об идеосемантике». Это моя любимая статья В.Абаева.
Я не знаю, как…, как можно было в еще 1948 году написать статью и раскрыть в ней все тонкости языкового знака, увидев уже тогда вещи, которые в 80-х годах положили начало новому научному направлению? Наверное, если б он написал только одну эту статью, он бы уже был великим ученым.
Как и Пушкин, который мог написать лишь мои любимые строки:
«И Божество…, и Вдохновенье…, и Жизнь…, и Слезы…, и Любовь…». …
И больше ничего не написать. И уже быть Гением.
4. Хонгæ
По-моему, это фантастически красиво. Потом «Симд». Соглашаюсь, что многие предпочтут обратный порядок.
Этот пункт об осетинском танце вообще, так как танец отражает дух народа, его достоинство, его понимание красоты, эстетизм вообще .
«Хонгæ кафт»- это потрясающе красиво. Будучи личностью скорее индивидуалиальной, чем коллективистской (что в общем-то нисколько не мешает мне дружить и любить моих друзей, коллег и ощущать свою причастность к своему народу), мне ближе «Хонгæ», чем даже всегда первенствующий «Симд», так как «Хонга» более персональный танец. А все персональное более значимо, чем общее или массовое. Мне кажется коллективное нивелирует персональное. У осетин коллективизм развился в основном только в советское время, а исторически осетины — тоже индивидуалисты, причем, очень часто ярко и талантливо выраженные.
Но речь не о каждом конкретном танце, а об ОСЕТИНСКОМ ТАНЦЕ вообще.
Хорошо бы, чтобы появился какой-нибудь Майкл Флэтли, который бы прославил «Симд», «Хонгæ» и все остальное.
5. «Æгъдау» в его истинном воплощении.
— Как я понимаю «Æгъдау»? Начинать объяснять его значение — это говорить много и ничего не сказать. С этим надо жить.
Если в виде штрихов, то можно попробовать так…
«Æгъдау» — это то, как сидел в своем кресле Вассо Абаев, когда принимал у себя гостя и усаживал его на трехногом стуле напротив себя, держал в руках трость и внимательно слушал. Этот образ и возникает у меня как воплощение «Æгъдау». …
…По моему «Æгъдау» — это то, как ведут себя дети моего друга Валеры Плиева, когда я прихожу к ним в гости. И это не просто набор хороших манер, а нечто идущее изнутри и главное, совершенно искреннее и не наносное….
… По моему «Æгъдау» — это когда Злата Чочиева исполняет Шопена , и всем своим талантом и образом несет его в зал….
…»Æгъдау» — это когда наша соседка Зина приходит к нам каждый день и когда-то видит, что в доме была маленькая проблема, но ведет себя так, как-будто она об этом даже не подозревает. Это — «Æгъдау» врожденный, не зависящий от социальной принадлежности.
Можно сказать одно. «Æгъдау» — это нечто внутри нас, а не его внешнее выражение ( манеры за столом и т. п, хотя, конечно, и это, в том числе).
6. Уацамонга или Нартамонга. Или …Чаша Грааля?…
Как считают мои друзья — осетинские этнографы, в частности Костя Кочиев, фамилия Джиоевых восходит к нартовскому роду Алæгатæ, символом которого была чаша «Уацамонга». И мне хотелось бы иметь в доме Чашу.
Но все это просто приятная игра, в которую хочется играть.
Грааль — это нечто совершенно особенное. Ведь каждый из нас всю жизнь пытается искать «свой Грааль».
Конечно, нартовский «Уацамонга» — это не буквально «Грааль», хотя даже Василий Иванович, весьма строгий к околонаучным фантазиям, в последние годы жизни мог сказать: «Может быть… Никто не знает…».
Поставив «Грааль в один ряд с Уацамонга», мы не случайно поставили многоточие и знак вопроса, но, все-таки обозначив его, еще раз хотели подчеркнуть причастность истории нашего народа к мировой истории….
… Ведь мы часть этой истории.
7. Независимость ЮЖНОЙ ОСЕТИИ и МЕЧТА об объединении…
Мечты, в принципе, должны сбываться.
— Да, мечты должны сбываться. Так хотят все. И если очень хотеть, то так, наверное, и бывает.
Как я понимаю Независимость Южной Осетии? …
Это когда Санакоев Гриша, под пытками, вместо того, чтобы молить о пощаде, гордо заявляет, что он — Осетин…
Возможно, неоправданный юношеский максимализм, стоивший ему самого дорогого — ЖИЗНИ.
Но именно благодаря таким, как он сегодня существует Южная Осетия. И это то, на чем основывается пассионарность нации и народа.
Такие же все ребята, которые сегодня защищают Родину.
Мечта об объединении. Что для меня это?
Это когда Эдуард Кокойты помогает спасать детей из Бесланской школы.
Это то, когда Марк Блиев и Руслан Бзаров пишут книгу и называют ее «История Осетии, а не «История Северной Осетии»…
И многое другое.
8. Беслан… Но… жизнь продолжается.
Не знаю, что здесь можно сказать.
Разве что «ПРОСТИТЕ…», простите всех нас, что позволили такому случиться….
Но жизнь продолжается… Она ВСЕГДА продолжается.
На втором курсе юридического факультета МГУ учится Сослан Гусиев, парень из той самой школы. Высокий, красавец-Осетин, сам вынес из школы семерых, в том числе и своего младшего брата. …
Может быть станет Падвой, или Резником, или Барщевским…. Ведь жизнь продолжается.
Я не знаю, как …? Как можно, чтобы тебе было 17 лет, и ты уже был Героем России?
9. Аланы. Сарматы. Скифы.
Здесь все известное. Летом ездила вдоль Дуная в Австрии. У меня промелькнула мысль, что «Дунай» — осетинское название и, что здесь жили эти вечно неугомонные предки осетин. Не могу сказать, что я прониклась патетикой , но мысль была приятная.
То же самое было несколько дней назад, когда я по работе была в Ростове и гуляла поздно вечером по набережной Дона. Ночью он особенно потрясающий. В голове крутилась ассоциация с английским переводом шолоховского романа “And Quiet Flows the Don …”. Он был именно такой.
Хорошо бы съездить в какой-нибудь Гластонберри или Корнуолл. (предполагаемая родина Короля Артура).
Думаю, что у более молодого поколения все впереди, как в смысле посещения этих мест, так и в смысле дальнейшего их научного обоснования.
10. Фарн
Когда ко мне в дом приходит Нелли Пухаева и, входя, говорит: «Фарн ацы хæдзары» и я отвечаю: «Фæрнæйдзаг у», — то испытываешь особое чувство, и оно непередаваемо словесно. Ведь человек живет в далекой Женеве, а как это сохраняет?
С лингвистической точки зрения концепт «Фарн» является своего рода лакуной в осетинском лексиконе и непереводим на другие языки. Он словно парит над языком и составляет не просто ключевой концепт, а воплощает большую часть менталитета осетинского народа.
«Фарн» — это особый способ мировосприятия. Я думаю, что народ, у которого есть «Фарн», кардинально отличается от народа, у которого его нет.
Васо Абаев точнее других перевел «Фарн» как «Благодать», хотя христианская интерпретация — это несколько иное. Мне кажется, «Фарн» — это «Благодать» плюс «что-то еще» и это «что-то еще», возможно и есть главная составляющая.
11. Уастырджи. А еще лучше — Уастырджы и Дзерасса. Красивейшая из всех историй любви
— Мне кажется (и думаю так считают все), Уастырджи — достойнейший из всех осетинских мужчин. Всех веков. В том числе и грядущих. Думаю, что в случае с Дзерассой он выглядит еще более достойно. Как говорят у осетин: «Мæрдты дæр дам æй нæ ныуагътта».
(Здесь хочется подчеркнуть: «Пожалуйста, не ищите в этом Фрейда. Ни здесь, ни во всем остальном. При всем уважении к великому австрийцу, думаю, что его значимость сильно преувеличена».)
12. Тамара Шавлохова и Руслан Бзаров
— Тамара ШАВЛОХОВА …Достаточно посмотреть фотографии Тамары Николаевны и это будет лишь сотой частью многочисленных личных и профессиональных достоинств Тамары Шавлоховой.
Руслан БЗАРОВ… Руслан занимает совершенно особое место в концептосфере «ОСЕТИЯ», и я думаю, что ему еще предстоит стать «Мега- Абаевым», хотя и в несколько ином преломлении. Потому что Руслан не просто ученый, а ученый с высокой степенью гражданственности.
Но этот пункт не о Тамаре Шавлоховой и Руслане Бзарове, а об осетинском народе, достойными представителями которого являются Тамара Николаевна и Руслан….
И, надеюсь, мы с вами.
13. АХСАРТАГКАТА… БАТРАДЗ… ЭКСКАЛИБУР… КОРОЛЬ АРТУР
— Почему Ахсартагкатæ? Почему не менее достойные Боратæ, Алагатæ? Почему Батрадз? Потому, что Меч — то был у Батрадза, тот самый, который бросался в воду перед его смертью, как и Экскалибур короля Артура, который умирает лишь после того, как последний брошен в воду. И эта связь роднит Артура с Батрадзом из рода Ахсартакгатæ, символом, которого был меч, воткнутый в землю и который смог извлечь из камня лишь Артур.
Ясно, что Экскалибур — это не буквально Меч Батрадза, хотя… » Кто знает…?» — сказал бы Василий Иванович.
Связи между всеми четырьмя позициями имеют право на существование и в той или иной степени обоснованы в современной исторической науке. Нами же они приведены как подтверждение принадлежности к мировой истории, не столь большой, но вполне достойной частью которой, я надеюсь, мы являемся.
14. Коста Хетагуров. Певец печали
Грустный гений…
— Если честно, мне лично ближе светлые гении, такие как Моцарт, Пушкин или французские импрессионисты.
Но у Коста Хетагурова есть совершенно потрясающее:
«Я счастия не знал, но я готов свободу, …»
Очень острое ощущение потребности в СВОБОДЕ, ключевом концепте всех современных демократий. Понятии, являющимся центральным в американской концептуальной модели мира.
Но мое любимое у К. Хетагурова — это:
«Гино-гино гис
Иу гæды нæм ис,
Къонайыл хуыссы
Аргъæуттæ мысы».
Мне кажется, это так мило. Так же мило, как, например, известное у англичан стихотворение для детей:
Pussy cat, Pussy cat,
Where have you been?
I have been to London
To look at the Queen.
Pussy cat, Pussy cat,
What did you there?
I frightened a little mouse
Under her chair.
15. Три пирога
Важно отметить, что «ТРИ ПИРОГА» — это глубоко концептуально, не говоря уже о том, что это просто кулинарный изыск. Это нечто качественно и уж тем более количественно, отличающееся от того, что бывает у некоторых народов.
This Post Has 0 Comments