То, что не вычеркнуть из памяти алано-осетинского народа
Под таким заголовком на канале Се Человек вышла статья, которою мы приводим ниже:
Осетино-аланское изобразительное искусство выросло из достояния кобанской и скифо-сарматской культур.
В XIII-IX вв. особой популярностью пользовались металлические амулеты — небольшие фигурки мужчин, всадников, лошадей, оленей, птиц.
Шедевральной находкой аланской культуры считается снаряжение на чело лошади с фигурой женского божества, найденное в могильнике у станицы Змейской. Изображения животных, птиц, растительные и геометрические элементы были помещены на золотых и серебреных пластинах, украшающих оружие и снаряжение для лошадей.
В современной Карачаево-Черкессии была обнаружена царская гробница, состоявшая из каменных плит с резным рельефом. Талантливому мастеру удалось изобразить сложную сцену религиозно-мифологического сюжета, то есть события с земной и загробной жизни царя, которого предали земле. Есть версии, что этот царь был Дорголел Великий.
Стены и своды храмов алан были украшены великолепной фресковой росписью. До наших дней сохранились фрагменты фресок в Сентинской, Зругской и Нузальской церквях. Учёным удалось скопировать и охарактеризовать эти мастерские работы в XIX в., даже некоторые из них реставрировать.
Живопись Сентинского храма представлена изображениями таких сценами, как вход Иисуса Христа в Иерусалим, воскрешение Лазаря, суд на Иисусом и его воскрешение, образы Богоматери и святых.
На зругских фресках изображены сюжеты распятия Христа, образы Богоматери, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и пр. Осетинский художник XIV в. Вола Тлиаг являлся автором замечательных фресок Нузальской часовни. Его прозвище «Тлиаг» в переводе означает «Тлийский», то есть «выходец из Тли». В Осетии встречаются три поселения с таким названием — два в южной части и одно на северном склоне осетинских гор.
Вола Тлиаг изобразил в Нузале образы Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, святых воинов Георгия и Евстафия. К тому же этот выдающийся мастер создал портреты осетинских священнослужителей, известных покровителей церкви. Вола трудился в тяжёлый период осетино-аланской истории, а именно в начале XIV в., когда горная Алания была окружена недругом, а аланские воины храбро защищали свою Родину.
Художник, создавая свои шедевры, обращался к Богу за помощью, а из-под его руки выходили мастерские работы, которые по сей день поражают своей уникальностью.
Комментариев: 0