skip to Main Content

В Северной Осетии расхищается наследие золотого века

Североосетинские археологи говорят, что в результате систематических хищений и при попустительстве властей теряется дошедшее из глубины веков уникальное культурно-историческое наследие.
«Каждый год наш институт спасает от расхищения и разрушения исторических памятников на миллион долларов», — сказал IWPR директор Института истории и археологии при североосетинском государственном университете Марк Блиев.
Пытаясь опередить охочих до ценностей гробокопателей, Блиев и его коллеги сами регулярно проводят раскопки.
Весьма внушительна коллекция спасенных ими артефактов. «Это более 200 тысяч единиц хранения, — сказал Блиев. — Например, конская сбруя из золотых бляшек, найденная при раскопках Зильгинского городища (окраина Беслана). В мировых рыночных ценах она оценивается более чем в 2 миллиона долларов. Это сарматское время, 3 век до нашей эры».
Но остановить грабителей — так называемых «черных археологов», промышляющих незаконными раскопками — они успевают не всегда.
«Да, они, к сожалению, есть, — сказал Блиев. — Но если нам сообщают, что над каким-то курганом «сгущаются тучи», появляются рядом грабители, мы высылаем туда экспедицию. Информацию такого рода мы получаем обычно случайно. Очень много дорогих древних вещей достается рабочим глиняных карьеров, бульдозеристам».
В качестве примера он привел один недавний случай, когда рабочие нашли большую золотую вещь. «Вместо того, чтобы сдать ее нам, они взяли ее и поделили, распилив на четыре части. Но один парень среди них оказался честным. В результате памятник они вынуждены были вернуть, но в расчлененном виде».
Другой случай рассказал старший научный сотрудник Института истории и археологии при североосетинском государственном университете Хасан Чшиев. В сентябре прошлого года был получен сигнал о том, что близ станицы Николаевской разграблен могильник. Сотрудники Института выехали на место.
Но, как оказалось, было уже слишком поздно. «Грабители похозяйничали на всей площади памятника с размахом. В раскопках был задействован мощный экскаватор», — сказал Чшиев.
За последние 15 лет похищены исторические ценности из пятидесяти больших некрополей, созданных около трех тысяч лет назад. В 2001 году количество разграбленных могильников равнялось тридцати. В каждый последующий год незаконно раскапывалось в среднем по пять курганов.
Ценные археологические находки в Северной Осетии относятся, в основном, к культурам скифов, сарматов и аланов — пришедших из евразийских степей древних иранских народов, которых считают предками современных осетин, а также к кобанской культуре, носителями которой были северокавказские племена эпохи железного века.
К сожалению, изделия из золота, которые в древности часто хоронили вместе с умершими, представляют слишком большой соблазн для грабителей.
Заместитель директора Института истории и археологии при университете Назим Гиджрати известен тем, что открыл погребение сарматской жрицы.
«Погребение относилось к рубежу первого века нашей эры, то есть женщина была ровесницей Христа и, судя по всему, тоже проповедницей. В этом захоронении было найдено более 1000 золотых вещей», — сказал он.
В настоящее время сокровища сарматской жрицы хранятся в сейфе Сбербанка вместе с другими реликвиями.
Назим Гиджрати признает сложность ситуации в Северной Осетии в связи с расхищением исторических памятников. Однако, тут же говорит он, еще большие масштабы эта проблема приобрела в соседних Причерноморье и Краснодарском крае.
Между тем, несмотря на серьезность наносимого историческому наследию Северной Осетии урона, правоохранители не проявляют никакой заинтересованности в том, чтобы как-то противостоять преступникам.
В МВД Северной Осетии IPWR сказали, что не осведомлены о проблеме незаконных раскопок древних могильников в республике, и что никто в министерстве не занимается специально этой проблемой.
Российский уголовный кодекс предусматривает в качестве наказания за уничтожение и повреждение памятников истории и культуры высокий штраф или лишение свободы сроком до двух лет. Но, видно, гробокопатели получают такие большие барыши от продажи исторических раритетов, что закон их нисколько не пугает.
Директор республиканского центра по охране памятников истории и культуры Людмила Габоева сказала IWPR, что за все время ее пятилетней работы на этой должности ни один человек не предстал перед судом по обвинению в осуществлении незаконных раскопок.
Чшиев сетует на отсутствие помощи стороны местных жителей. «В подобных историях меня поражает безразличие жителей, ведь „черные археологи“ копали могильник экскаватором несколько дней, все это прекрасно видели, до ближайшего города всего 3 километра, но никто не удосужился сообщить вовремя в милицию о факте вандализма», — сказал он.
В некоторых случаях грабители захоронений действуют в сговоре с самими стражами порядка. Корреспондент газеты «Северная Осетия» Игорь Льянов рассказывает случай о том, как несколько лет назад местный житель селения Коста вблизи Беслана поймал двух гробокопателей с чашей и кинжалом, инкрустированными драгоценными камнями, и сдал их местной милиции.
Однако пообщавшись с одним прибывшим в отделение милиции гражданином, милиционеры незамедлительно отвезли задержанных «любителей старины» на то же место, где их взяли с поличным. Туда подъехала другая машина и умчала их. А вместе с ними и чашу с кинжалом, — сказал Льянов.
По словам журналиста, исторические ценности из Северной Осетии постепенно перекочевывают в частные коллекции, где их вряд ли когда-нибудь можно будет свободно видеть.

Источник: МиК

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск