Ахсар Дзарагасов: 65 лет служения прекрасному
4 февраля Заслуженному артисту СССР Ахсару Дзарагасову исполняется 65 лет. В этот день хочется сказать немало теплых слов. В первую очередь, пожелать крепкого здоровья и благополучия. Пусть Ваши дни будут согреты искренней любовью близких и друзей! Ваши душевность и оптимизм вызывают восхищение. Вы очень интересный и талантливый Человек. Именно Человек с большой буквы, с необычной судьбой. Пусть жизнь преподнесет Вам еще много новых радостных впечатлений! С днём рождения Вас, Ахсарбек Керменович!
65 лет – это целая эпоха, наполненная интересными историями и событиями, которыми Ахсар Керменовичподелился с нами в своем интервью.
…Хочу рассказать одну историю, связанную с моим отчеством. Имя «Кермен» в последствии превратилось в «Чермен». И я в военном билете был записан как Черменович. И папа, когда увидел билет, говорит мне:
– Уый та цы у?
– Цы кæны?
– Черменович кæд сдæ? Мæ ном раст нæ фыссыс — æз Кермен дæн. Чермен нæ дæн.
Пришлось переправлять. А потом уже выяснилось, что и правда это имя пришло к нам как Кермен. У дигорцев оно осталось, как и было, а у иронцев стало Чермен.
Я вырос в Беслане, родился в Верхнем Згиде, село в Алагирском районе. Нас, дигорцев, всегда называли на улице «сау хъустæ». И я всегда приходил домой, смотрелся в зеркало и не мог понять, почему нам говорят, что уши черные, белые же.
Я как сейчас помню, как отец выстраивал нас четверых и говорил: «…ведите себя хорошо, всегда здоровайтесь, будьте вежливыми, скромными». Ни в одном осетинском доме такого не было, а нас отец так воспитывал.
Нас в семье четыре мальчика. Я самый старший. Сестренки не было, хотя все очень хотели девочку. И когда меня спрашивали, кого бы я хотел, я всегда стеснялся и отвечал, что мальчика, но на самом деле в душе хотел, конечно, сестренку. Так получилось, что мы все музыкальные. Младший брат тоже пел, был ударником в бесланском ансамбле художественной самодеятельности. Слух у всех нас был хороший, хотя ни мать, ни отец у нас были не склонны к музыке.
Еще в школьном возрасте я любил петь песни. Отец мой был железнодорожником, а жили мы прямо напротив вокзала. Я часто туда бегал, пел песни с мужиками, а они за это угощали меня конфетами. Отец всегда из-за этого меня ругал.
Помню, в наше время была передача «До-ре-ми-фа-со-ля-си». Я очень любил ее слушать, но боялся, что родители узнают. Мы же из простой семьи. Я всегда был скромен. Даже по сей день мне говорят, что я не могу себя преподнести. Мой педагог, народная артистка Лидия Абрамовна всегда говорила: «Все у тебя хорошо, но тебя надо продвигать. Дал бы Бог тебе чуть-чуть наглости». Из-за этого было очень трудно. Я часто уходил в море работать. Помощи никогда ни от кого не ждал, всегда стеснялся. В наше время мало быть просто талантливым, нужно иметь какую-то струнку, чтобы правильно себя подать, быть более наглым, жестким.
– Как началась Ваша творческая жизнь?
– С 15 лет я начал петь. У нас был вокально-инструментальный ансамбль «Юность». Я девять раз становился лауреатом. Самый первый конкурс был для меня «Алло, мы ищем таланты», на котором я занял первое место.
А было дело так: мы с ребятами пришли в отдел культуры и сказали, что хотим участвовать в конкурсе. И тогда к нам на прослушивание приехал хормейстер капеллы «Иристон» Ужегов. Наш коллектив ему понравился и мы поехали на конкурс в Москву, где заняли 2 место. Потом по решению Министерства культуры нас отправили на конкурс в Болгарию. Очень много было хороших ребят с шикарными голосами, я всегда считал себя самым последним среди них. На прослушивании я спел две песни о любви, которые я услышал еще в армии. В то время никто не пел песни о любви. И жюри очень зацепило мое выступление. Из всех ребят педагог выбрал именно меня солистом, чему я был очень удивлен. Так я занял 1 место на конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Моему счастью не было предела. Я очень гордился своими успехами.
– Как отнеслись родители к выбору Вашей профессии?
– Мой отец всегда говорил: «Зараг, кафаг лæппу хъæдзар нæ дары». Просто они знали, что я музыкальный с детства. Я мог ходить по улицам и петь. Бывало, иду с соседками, как запою возле них – они на другую сторону улицы перебегали. А мне было весело. Родители всегда говорили приобрести еще какую-то специальность. Мало ли, будешь петь — не будешь. Я же в училище поступил в 27 лет, а в этом возрасте уже консерваторию заканчивают.
– Что Вас вдохновляет?
– Если честно, песня мне очень много дала. Когда какие-то проблемы или душевные переживания, я люблю петь. Я под песню могу плакать, радоваться. Я пою со слезами на глазах. Я люблю людей, свой край, своих близких. И общение с ними меня вдохновляет. Я очень скучаю по родным, и часто жалею, что мало уделял внимания своей Родине.
– Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое, что бы Вы изменили?
– Ничего. Творчеством бы я занимался в любом случае. Конечно, из-за своей скромности я многое не сделал. Только сейчас я понимаю, что не нужно упускать ни одну возможность в жизни. Надо быть более напористым, пробивать дорогу вперед. Но я был не такой. Может быть, и жизнь сложилась бы как-то иначе. В творчестве надо идти вперед.
– Как Вы относитесь к критике?
– Прекрасно. Я никогда не обижаюсь, но вот на меня обижаются. Я очень вспыльчивый, эмоциональный. Многие меня называют психом, хотя я считаю себя спокойным человеком. Я никогда не считал, что меня должны любить. Я всегда что-то делал, чтобы меня любили.
– Какая Ваша самая любимая песня?
— Мне очень нравятся наши национальные песни. Люблю песни о любви… лирические, душевные. Люблю песни Муслима Магамаева. В частности, «Пока я помню, я живу».
Луна над городом взошла опять
Уже троллейбусы уходят спать.
И, словно ветры счастья,
В моё окно стучатся вновь воспоминания…
– Что Вы пожелаете нашей Родине?
– Я очень люблю нашу республику. И часто жалею о том, что большую часть времени я прожил в Москве. Я хочу пожелать ей процветания, чтобы она растила еще больше талантливой молодежи, чтобы всегда был порядок, гармония и дружба. Не было места зависти и лести.
Материал Залины Гусовой
Комментариев: 0