Аслан Каргинов: «Люблю свободу действий и движений»
В Санкт-Петербург из Дигоры 14-летний Аслан, как показало время, приехал не зря: ему удалось построить блестящую карьеру артиста балета и стать солистом театра «Русский балет». Сегодня он выступает на главных мировых театральных сценах. О пути покорения таинственного мира балета мы и поговорили во время нашей с Асланом встречи во Владикавказе. Домой к родным он приезжает часто, вот и наша встреча произошла здесь же. Прогулка по уютному, излюбленному Проспекту Мира зимним вечером особенно располагает к приятной беседе.
— Аслан, а как в твоей жизни вообще появился балет?
Все случилось как-то само собой. Я танцевал на свадьбе своего троюродного брата, мне на тот момент было примерно 11 лет. Танцевал национальные танцы, как принято на свадьбе, и одна хорошая знакомая нашей семьи, которая имела непосредственное отношение к миру балета, приметила меня. Она подошла к моим родителям и сказала, что «человек талантливый растёт» и надо обратить на это внимание. Рассказала им, что есть Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой и было бы неплохо отдать меня туда учиться. Родители серьезно отнеслись к ее словам, и было принято решение, что я буду поступать. Набор уже был произведён, я немного опоздал, но в просмотре не отказали. Ну, и, после этого сказали: «Подающий надежды. Берём!»
— Легко тебе дался переезд? Тем более в таком юном возрасте?
Первый год был самый нелегкий, впрочем, как и у всех, кто оказывался в подобной ситуации, – поменялось все! И мне пришлось очень быстро повзрослеть. Нужно было ко всему еще и выстраивать отношения со сверстниками, тем более мы все приехали из разных городов, все были носителями разных культур и уже не работало так, как ты привык общаться со своими друзьями во дворе. Первое время вникал в правила общения с новым окружением, потом понял, что не надо ничего выдумывать, надо просто делать своё дело. И в этот момент стало полегче, и как-то само собой все прекрасно сложилось с ребятами. У нас учебное заведение еще и закрытого типа — мы жили все вместе, это тоже способствовало быстрой нашей адаптации друг к другу, да и учеба не оставляла нам много свободного времени — начинались занятия в 9 утра и заканчивались, в лучшем случае в 9 вечера.
— Легко ли тебе было наверстывать за остальными физическую форму?
Было нелегко. Поначалу я, действительно, физически был подготовлен хуже, чем другие ученики. Но за пару лет я окреп – мои педагоги научили меня правильно работать с телом, правильно заниматься. Мансур Шамильевич Еникеев — преподаватель классического танца, очень помог мне разобраться именно в технике балета. Я достаточно высокого роста, поэтому мне было сложно выполнять некоторые элементы — пируэты, вертушки. Он помог мне разобраться в тонкостях работы с собственным телом и мой рост перестал быть проблемой в танце. Это были ценные знания, я ему очень благодарен за это.
А вот преподаватель актерского мастерства Александр Александрович Степин помог мне раскрепоститься и побороть свою стеснительность. В переходном возрасте я стал сильно замыкаться в себе – как правило, это непростой период для подавляющего большинства людей, а я в этот момент был еще и вдали от дома, от близких, постоянно один, в своих мыслях. Сан Саныч, мы его так называем полюбовно, был рядом и помог мне преодолеть эти трудности возрастные. Помню, на занятиях по развитию мимики он заставлял меня «корчить рожи». Мне это правда очень сложно давалось, как будто наступал себе на горло, переступал через себя. И таких упражнений было очень много, но только сейчас я понимаю их важность и то, как это помогло мне.
— Тебе самому нравилось учиться в Академии или все таки это было больше желанием родителей?
Нет, мне правда очень нравилась учеба! Я помню, как раз перед моим поступлением на экраны вышел первый фильм из «Гарри Поттера». И вот, значит, я приехал в Академию и передо мной открылись огромные деревянные двери, очень похожие на те, что в Хогвартсе. Я, как и Гарри, тоже школьник, тоже приехал учится. У меня было чувство схожести историй.
Ну, и атмосфера, конечно, тоже очень вдохновляла. А ведь впервые я увидел живой балет уже после поступления в балетную Академию: нас, учеников, привели в Мариинский театр на спектакль «Щелкунчик». И вот зашли мы в зал! Это были удивительные ощущения – первое прикосновение к этому особенному, завораживающему миру! Даже сама атмосфера зала, эти золотые люстры, бархатные сидения… все было пропитано прекрасным! В тот момент я подумал: Как здорово, что все случилось так как случилось и я приехал сюда.
— Расскажи про свою первую работу, первые партии и постановки? Не было страха выйти на сцену?
После выпуска я почти сразу устроился на должность солиста в театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Самая первая моя полноценная партия – партия из балета «Щелкунчик». Страха совершенно не было, было лишь ощущение, что я не готов: на самом деле, должна была выступать другая пара, но у них что-то там стряслось и нужно было произвести замену. Мне поручили срочно приступить к репетициям. На подготовку оставалось всего 5 дней. Благо, в Академии мы разучивали эту партию, потому что партия из «Щелкунчика» — это азы балета, поэтому в голове все было свежо и я легко справился с ролью.
В целом, в театре оперы и балета я проработал 7 лет, очень люблю этот театр! Но его закрыли на реконструкцию и я перешёл в Театр русского балета им. Анны Павловой, в котором сейчас и работаю.
— Какие постановки тебе ближе — классические или современных авторов? Не пробовал себя в каких-либо авангардных постановках?
Я танцевал современную балетную хореографию и мне понравилось, я хотел бы попробовать себя в ней снова. Есть у меня хороший друг Пётр Базарон — он художественный руководитель одного из екатеринбургских театров. Он потрясающе ставит неоклассику и этническую хореографию. Я поработал с ним и это, конечно, интересно. Тело работает по-другому, необычно. Если по правилам балета ты встаешь красиво и выворотно, то ему, наоборот, надо некрасиво и невыворотно. Это интересно! Интересно иногда нарушать эти самые правила!
— А какая самая любимая и самая трудная партия?
Любимая партия — Базиль из «Дон Кихота». Это лучшее, что можно было придумать — веселиться на сцене. Бегать, забавляться и отрываться. Я люблю свободу, и на сцене, в том числе. Люблю свободу действий и движений, и тут, как раз, нет ограниченной хореографии, поэтому она мне очень нравится.
А самое сложная партия — та, которую ты танцуешь, когда вышел из формы (смеётся).
— А с кем из зарубежных режиссеров или продюсеров ты поработал?
Работал с известным балетным продюсером и режиссером Андрисом Лиепа и Весом Чепменом. Вес Чепмен как раз и организовал наши недавние гастроли в Коста-Рику.
— Ты очень часто гастролируешь и в недавнем интервью говорил, что лучшим событием 2021 года для тебя стало открытие границ и возобновление гастролей. Это так важно для тебя? Именно разъезжать?
О да! Раньше, как только у меня начиналась выходная неделя, я тут же «гуглил» билеты и буквально на следующее утро отправлялся в новую страну. Мне еще очень повезло тем, что моя квартира в Санкт-Петебрурге расположена прямо рядом с остановкой круизных лайнеров и я в любой момент мог выйти и уплыть куда захочу. В путешествиях человек растет, обогащается внутренний мир. Для меня это еще и ощущение свободы. И когда я летел на свои первые гастроли после пандемии через Атлантику в Богату, я был безумно счастлив снова обрести эту свободу. Для зрителей мы представили гала-концерт, в котором собраны лучшие партии из разных балетов.
— В каких странах ты успел побывать?
С гастролями я был во Франции, Германии,Бельгии, Греции, Сербии, Турции, Швеции, Эстонии, Финляндии, Алжиру, Мексике, Китаю, Коста-Рике, Южной Корее, Эквадор, Перу.
Я всегда мечтал увидеть мир. Сейчас вообще тенденция в обществе — все хотят путешествовать. Оно и неудивительно, заграница стала доступнее. Человек сам по себе, как мне кажется, по природе кочевой. Нам всем нравится ездить в новые места и видеть что-то новое. Я люблю изучать разные культуры, языки. Сейчас, например, это испанский.
— Во время гастролей остается ли время посмотреть достопримечательности? Как путешественнику тебе как больше нравится изучать страну — с комфортом или с рюкзаком?
Да, бывают гастроли, во время которых я не успеваю ничего посмотреть, и всегда расстраиваюсь в такие моменты. Но чаще всего, я прошу у организаторов или прописываю в договоре просьбу оставлять мне около недели, чтобы я успел посмотреть страну.
Я люблю путешествовать один, поэтому я выбираю вариант с рюкзаком. Всем советую.
— В какой точке мира больше всего любят балет? Отличаются ли зрители?
Сложно сказать, нас везде очень тепло встречали. Для меня, допустим, было открытием то, что в мусульманском Алжире люди пришли на постановку «Спящая красавица». Для нас это что-то невероятное, но в Мексике на балет приходят с попкорном! И когда затихала музыка, был слышен этот хруст! Забавно конечно (смеется). Но это такие национальные особенности и не только мы удивляем зрителей, но и они нас. А вот назвать страну, где балет любят больше всего… не могу сказать. Балет любят везде.
— Какой город тебе ближе всего сейчас? Никогда не думал о переезде в Москву? Куда-то еще?
Раньше мне казалось, что Питер — абсолютно мой город, я прожил здесь много лет, знаю каждый его уголок, а Москва – это, как говорится, «купечество и зазнайство». Шучу, конечно. Да, я действительно уже задумывался о переезде, но это пока что это только мысли. Сейчас я не привязан к какому-то конкретному месту. К слову, во время карантина я жил в Осетии. Стал много путешествовать по родине, изучать нашу природу и культуру. Даже задумал свой новый проект. Он никак не связан с балетом, это – строительство глэмпингов в Уаллагкоме. Мои предки — выходцы из этих мест, поэтому я очень хочу сделать что-то значимое здесь и мечтаю показывать красоту Дигории туристам со всего мира. Поэтому, в связи с этим новым бизнес-проектом, буду чаще посещать Осетию.
— Ты объездил почти весь мир, а на родине выступал когда-нибудь ?
Да, выступал во Владикавказе и в Южной Осетии. Однажды организовал свой собственный гала-концерт «Вечер балета». Сам все организовал, сам спродюсировал, сам выступил. Было интересно приехать к себе домой и попробовать организовать что-то подобное, пригласить ведущих солистов из Москвы, Петербурга, артисты Мариинского и Кремлевского балета.
— Как вас встретили зрители?
Встретили очень тепло, учитывая, что половину зала занимали мои родственники. Встретить плохо нас просто не могли (смеется). И, к тому же, когда мы с командой анализировали отзывы о нашем вечере в соцсетях, мы не нашли ни одного недовольства или плохого комментария.
— И как тебе роль продюсера?
Это был новый, необычный и интересный для меня опыт. Сейчас я продолжаю организовывать небольшие концерты и вечера в Петербурге. Планирую много интересных мероприятий и во Владикавказе, но жду, пока отменят ограничения, связанные с коронавирусом и, надеюсь, в уже в июне смогу организовать что-то интересное.
— Кто тебя больше всех поддерживал и поддерживает в твоих идеях и новых начинаниях?
Семья. Вообще, она у нас настоящая, крепкая. Мы всегда стоим друг за друга горой, постоянно что-то вместе бурно обсуждаем, решаем. Буквально вчера был такой же вечер, со всеми прилагающими — шум, гам, детский смех моих племянников. Итальянская семья, образно говоря )
— Какие у тебя карьерные планы на ближайшие 5 лет?
Планов особенно никаких нет, буду «двигаться по первой скрипке» (выражение, распространённое среди артистов балета. Музыкальная партия «Лебединое озеро» начинается с первой скрипки, услышав ее, артисты понимают, что скоро нужно будет выходить на сцену).
Ирина Боцоева
Комментариев: 0