Концерт ансамбля Уацамогæ
Благодаря центру творчества «Зилахар» и лично Ларисе Садикоевой московский осетинский зритель познакомился с ансамблем народной песни «Уацамонгæ», а так же с исполнителями на старинных осетинских народных инструментах Олегом Ходовым, Таймуразом Берозты и Максимом Дубровиным. Концерт проходил в минувшую пятницу и был симбиозом Северо-осетинских и московских исполнителей.
Как рассказала Лариса Сидакоева: «Сначала поступило предложение помочь провести концерт ансамбля «Уацамонгæ», но потом я подумала и предложила сделать его совместным – осетинских и московских ребят. Ведь у нас здесь тоже много талантливой молодежи и хотелось, чтобы, во-первых и концерт получился насыщенней, и чтобы и ребята друг с другом познакомились. Это намного интереснее будет и для самих артистов, и для зрителей, я думаю».
И она не ошиблась. Концерт получился теплым и артисты на сцене играли слажено и были, как говорится, «на одной волне» со зрителем. Московскую часть исполнителей представляли Батраз Хугаев, Олег Бесолов, Марат Сатцаев, Индира Скаева, Белла Дзускаева, танцоры ансамбля «Аллон».
Если игрой на осетинской гармошке московских осетин удивить сложно, то вот такие инструменты как дыууадастанон фандыр, дала-фандыр, хъæзын уадындз, лалым уадындз – это настоящий праздник. Его нам и подарили Олег Ходов и Таймураз Берозты. Возрождение – именно так можно назвать то, что делают эти ребята – возрождают древние инструменты и заставляют их звучать.
Зрители не скупились на эмоции и буквально с придыханием выражали восторг.
Тамара Бедоева (директор Культурного центра МОО): «Особое спасибо этим ребятам, потому что то, что они делают – это дорогого стоит, это даже невозможно оценить. То, что мы сегодня увидели на сцене – это настоящее народное искусство.»
Умар Шавлохов (член Совета МОО): «Сегодня нас окунули в мир чудесной музыки. Мы уже устали от этих громыхалок, одинаковых мелодий, что сегодняшняя эстрада подает нам. А это действительно глубинные мелодии, которые затрагивают душу. Просто необыкновенное чувство. Мало того что они все талантливые (артисты), они еще и очень красивые все.»
Амага Готти: «Большое спасибо всем ребятам, всем кто участвовал в концерте. Сейчас какой-то всплеск фолк-творчества, народного творчества. Для меня это был большой праздник, что наконец-то все направления осетинского народного творчества я сегодня увидела на сцене.»
Диана Гулиева (студентка юридического факультета МГУ): «Я под огромным впечатлением. Исключительно положительные эмоции, энергетика нереальная в зале. Я очень довольна. Ребята большие молодцы – такие молодые и популизируют национальную музык, спасибо им большое.»
Элина Караева (студентка юридического факультета МГУ): «Очень рада что сюда пришла, такое ощущение, что я побывала в Осетии, окунулась в наши традиции и обычаи. Хотелось бы, чтобы это все проводилось чаще.
Мадлен Биганова: «На два часа очутилась в Осетии, такая ностальгия и Родина перед глазами … спасибо организаторам за все, за этот концерт.»
Заур Соскиев: «Я недавно в Москве и когда где-то вижу осетин, мне так приятно бывает. А когда вот так много и по такому поводу – это очень классно.»
Александра Голоева (студентка МГУКИ): «Когда живешь не в Осетии, такие встречи – настоящий праздник. Спасибо организаторам за возможность перенестись домой, хоть ненадолго. Надеюсь, что эта встреча повторится скоро. Спасибо всем большое!»
Лариса Садикоева (руководитель московского осетинского центра творчества «Зилахар»): «Хочу сказать спасибо и ребятам, выступавшим на сцене, и всем кто помог нам организовать этот концерт. Это и Постоянное представительство наше, и московская осетинская община, и члены МОС-а, они нам сильно помогли сегодня. Еще хочется выразить благодарность депутату Артуру Таймазову – он выкупил 50 билетов на концерт для студентов столичных вузов. Ну, и, конечно же, спасибо зрителям за хорошую атмосферу.»
После концерта нам удалось немного поговорить с одним из гостей – Таймуразом Берозты. Таймураз известен и как талантливый композитор, и как исполнитель на таких древних музыкальных инструментах как дыууадастанон фандыр, хъæзын уадындз, лалым уадындз. О возрождении древних инструментов, о музыке, о моде – мысли вслух.
«Это нужно, обязательно нужно возродить национальные инструменты. Наверное, не смогу каждому осетину по крови это внушить, но еще Азанбег Джанаев говорил, что культура держится на единицах, а основная масса – это просто потребители. Например, Азанбег Джанаев написал известную картину, и она сегодня принадлежит всему народу – и водителю маршрутного такси и дирижёру. Но это должно держаться на нас, на тех, кому это на данный момент интересно. Возможно, у нас появится поколение, которому это будет так же интересно, как нам, которые будут это развивать, но пока что у нас еще уровень сохранения, ну, и небольшого развития.
То, что мы играли сегодня, это просто народные мелодии, которые мы на слух переложили на эти инструменты на слух, потому что остались наигрыши только на хъандзал фандыре, потому что он в свое время вытеснил все остальные инструменты, и все эти наигрыши идут только к гармошке. Мы просто слушаем, они у нас на слуху, перекладываем на эти инструменты. Это уже довольно сложно, потому что гармошка намного развитее и у нее возможностей больше, и, соответственно, мелодии народные уже развились. А на этих инструментах можно сыграть очень примитивные, но в то же время очень древние мелодии. У меня, допустим, получается подбирать хороводные мелодии, симды, очень редкие «хонга», потому что «симды» еще остались такими, «законсервированными».
А что касается сочинительства – то тоже получается и намного легче, чем например, на фортепьяно пытаться сочинить мелодию. А если взять инструмент и попробовать что-то новое, то сразу получается новая мелодия.
Время диктует свои правила. Время требует развития. В горах ансамблевого исполнения не было, поэтому любая мелодия на древних инструментах а ансамблевом исполнении – это уже 21 век. То есть, раньше так не играли, раньше или один уадындз играл, или один хъисын фандыр. А что касается развития: оно нужно, но только очень осторожно, потому что, мне кажется, мы не заслуживаем сегодня той музыки, той осетинской музыки, которую слышим по радио, или, скажем, в общественном транспорте. А моя душа требует старой музыки, причем не только осетинской старой музыки – есть музыка, и хорошая музыка, наших соседей, которые работают именно вот в этом направлении. Есть на Алтае, у тувинцев это направление, так сказать, музыка с запахом, которое очень интересно и в Европе.
В Осетии я еще не вижу никакой моды на эту музыку, потому что нет толпы последователей, нет людей, которые бы хотели научиться играть на этих инструментах. Может быть, количество прослушиваний стало больше, я сужу по молодым людям, которые хотят чему-то научиться. Я считаю, что моды на это пока нет, а она нужна.»
This Post Has 0 Comments