skip to Main Content
?????????????
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дорога домой

Кучиев Руслан Александрович — автор проекта «Осетины», создатель сайта www.ossetians.com. Я случайно наткнулась на этот интересный контент и решила узнать про автора сайта. Пообщавшись, я поняла, что судьба этого удивительного и интересного человека как нельзя лучше демонстрирует эпоху 1990-х годов, эпоху массового оттока молодежи из Осетии, сопоставимого с «мухаджирством» осетин более чем столетней давности. История, кажется, повторилась, хотя и имелись на то разные причины. Грусть за прожитые вдали от родины годы, откровенное переживание за судьбу Осетии проскальзывает в разговоре с Русланом. Думаю, это не только его личная боль, но и наша общая, сподвигающая нас на размышления о судьбе своего немногочисленного народа.

А.Т: Кто Вы по специальности? Где учились?
Р.К:
Я инженер-электрик по специальности, окончил ГСХИ в 1981 году (сегодня Горский Аграрный Университет).
В Советское время работал главным энергетиком Алагирского Завода Сопротивлений, консервного завода (там же в Алагире), а также на выборных должностях в общественных организациях.

После развала Советского Союза и всей промышленности республики четыре года преподавал Основы безопасности жизнедеятельности в Алагирской СШ №2 и параллельно имел небольшой бизнес.
Еще в молодые годы я увлекался вольной борьбой, самбо, пулевой стрельбой, каратэ.

В 1982 году стал победителем первого чемпионата республики по каратэ-до. Тогда же был капитаном сборной СОАССР на чемпионате России в Волгограде.

Это послужило тому, что с 1981 года по 1996 год по собственной инициативе на общественных началах воспитывал и тренировал группы алагирских подростков. В те же годы создал при школе военно-патриотический клуб «Снежный Барс».

А.Т.: Когда и по какой причине уехали из Осетии?
Р.К:
В середине бандитских 90-х годов, я перестал находить себя в окружающей действительности. Стало невозможно жить по определенным принципам, которые вложил в меня отец, заслуженный учитель РФ и инвалид войны, и которых я придерживался всю жизнь и не мог перейти эту черту. Они связаны с понятиями чести и достоинства.
Жить, конечно, можно было, и многие выживали. Но мне для этого нужно было поменять себя, стать «волком» (что тогда сделали многие мои знакомые) и кусать всех, кто посмеет косо на тебя посмотреть. С другой стороны, на наших улицах развелось очень много «отморозков» не признающих ничего и никого. Никаких авторитетов, даже в лице старших, ничего святого, что хочу — то и верчу. Я пару раз не сдержался и был на волоске от реальной большой беды. Оба раза Бог (Табу йæхицæн) уберег меня от совершения самосуда. Мог оказаться совершенно в других краях.
Вот тогда я и задумался о том, что в такой жизни мне больше места нет. Решил уехать и начал оформлять документы на всю семью. Процесс растянулся больше чем на три года. Но в конце 1998 года наши чемоданы уже были упакованы.

А.Т.: В Канаде работали по специальности?
Р.К:
Канада — совершенно другая страна, с другими стандартами, другими подходами к решению проблем, другими методами работы в определенных профессиях.

Мне с моим большим инженерным опытом пришлось хорошенько подготовиться и сдать сложный экзамен только для того, чтобы получить лицензию электрика и иметь возможность работать в этой области. Не в обиду нашим высокообразованным специалистам, опытный канадский электрик знает и умеет гораздо больше, чем наши квалифицированные инженеры с высшим образованием. Мне пришлось у них учиться, и я нисколько не стыжусь этого. Начинал с обычного электромонтажа, потом несколько лет заводским электриком, потом бригадиром, мастером.
И только после того, как набрал достаточный опыт, несколько сертификатов об окончании дополнительных учебных курсов, мой российский вузовский диплом стал иметь какое-то значение. Я подал на должность главного инженера завода хлебобулочных изделий и, пройдя серьезный конкурсный отбор, получил предложение подписать контракт. Мы за три месяца создали завод с нуля, со строительства цеха и офисов. Через год он уже ежедневно за три смены давал продукции на 110 тысяч долларов.

Не могу давать оценку своей работе, но когда после пяти лет я решил уволиться и уехать в Осетию, президент компании устроил мне проводы в итальянском ресторане, с приглашением всего менеджмента. Они до сих пор мне звонят и предлагают вернуться.

А.Т.: Чего не хватало вдали от Родины?
Р.К:
Не хватало всего, что неразрывно связано с Родиной, и с большой, и с малой — Осетией. Не хватало родных, близких, друзей.

Я прожил на чужбине в общей сложности 17 лет, бывал по работе и на отдыхе в паре десятков государств. Но нигде, даже в той же Канаде, никогда не чувствовал себя дома. Всегда казалось, что в командировке, которая когда-то должна закончиться. Приезжая в отпуск, по дороге в Осетию говорили: «Едем домой». По дороге в обратную сторону — никогда.
Я родился и вырос в обычной осетинской семье, с детства впитал в себя осетинность, ирон æгъдау, ирон æвзаг, адæмы фарн. И, не смотря на то, что в последние годы в Канаде образовалась довольно большая и дружная осетинская община, на чужбине невозможно жить той жизнью, которая может быть только в Осетии. При всех недостатках и многих уродливых явлениях, которые мы все видим и постоянно охаиваем, у нас есть то, что мы в погоне за материальными благами как-то перестали замечать. Есть богатейшее наследие сотен предыдущих поколений осетин и есть еще носители фарна предков и ирон æгъдау. Это корни, из которых прорастает дерево. Его можно рубить, ветви обламывать, но пока живы корни дерево убить невозможно. У нас есть прекрасная, умная, талантливая, красивая молодежь. И если удастся уберечь корни, с их помощью эти молодые выведут наш народ из сегодняшнего крутого поворота истории. Я верю в это.

А.Т.: Если бы сейчас была возможность вернуться в прошлое, Вы бы уехали?
Р.К:
В условиях 1990-х годов уехал бы. Другого выхода не было. Но в сегодняшних условиях — вряд ли. Сегодня в России и в Осетии можно жить, трудиться, строить будущее. Знаю, очень трудно, особенно молодым, но можно. Поголовная коррупция? Да. Хионизм и лицемерие? Несомненно. Беспредел на дорогах? Есть и такое явление.
Но при правильном подходе, всё это преодолимо. И самое главное — с этим можно бороться.

Молодые заканчивают ВУЗы и не могут найти работу. Ждут, что кто-то куда-то устроит. Если ты поступал за деньги и затем платил за каждый экзамен и зачет, какую работу ты ищешь? Тебя не возьмут ни на какую работу ни в одной из самых демократических стран мира. Ведь это — нонсенс.

Во всем мире устраиваются на работу, которую ты знаешь и умеешь делать. То есть для карьерного успеха молодым нужно совсем немного — нужно хоть что-то уметь делать хорошо. Вот это наши молодые зачастую забывают и в этом вина не их, а государства, которое создало систему оценки специалиста не по знаниям и навыкам, а по выдаваемым ВУЗами (иногда рисуемым) бумажкам.

На частых встречах с молодыми в Осетии, я рекомендую хорошенько подумать и всё взвесить перед тем, как принять решение уехать куда-то за рубеж. Тамошняя жизнь, во-первых, не такая сладкая и беззаботная, как кажется. Для того чтобы там просто жить, уже нужно вкалывать от и до. Вполне соизмеримо с рабством. Другого шанса система не дает. Ну и, во-вторых, жизнь в Европе и Америке как наркотик, имеет свойство одурманивать, привязывать и притягивать. И, к сожалению, часто дорога на Запад оказывается для молодых дорогой в одну сторону.

А.Т.: Если сравнить Канаду и Осетию, что и где вам больше или меньше нравится?
Р.К:
В Осетии всегда говорили: «Чи цас федта, уыйбæрц зоны». Наверно имели в виду то, что повидавший другие края набирается иного жизненного опыта и имеет возможность посмотреть на многое другим взглядом.

В Канаде не знают привычных для нас понятий æгъдау, æфсарм и многого другого. У них сильны другие, уже не совсем привычные для нас понятия: законно — незаконно, порядочно, частное пространство, индивидуализм и т.п. Мы — другие. Я горжусь этим и ни за какие блага не хотел бы родиться американцем. Но там есть многое, к чему нам тоже нужно стремиться.

Нигде на западе я не встречал элементов коррупции на обычном для нас уровне. В высоких коридорах власти она (в виде известных откатов) наверняка есть. Но простой канадец, например, нигде никому ничего не даёт. За это можно угодить в тюрьму. Помню, мы боялись купить кофе приходившим к нам государственным инспекторам — как бы не посчитали за взятку.

Хотелось бы, чтобы к высшему и специальному образованию у нас относились как во всем цивилизованном мире. То есть не к одному из способов получения вожделенного диплома, а к возможности заполнить свою «коробку» максимально большими знаниями и навыками в своей будущей профессии. Именно для этого мои дочки провели столько ночей в университетских библиотеках (благо, те такую возможность предоставляют), до того как получить свои дипломы, которым там уделяют не такое большое внимание, как у нас. Обе получили их по почте через несколько месяцев после поступления на работу.

Очень хотел бы, чтобы у нас в Осетии были такие же производственные отношения, методики и принципы управления бизнесом, их порядок и охрана труда. Да и вообще их приверженность букве закона и писанным правилам. Я много лет проработал в канадском пищевом производстве и дотошность в соблюдении требований к качеству продукции не переставляла удивлять до последнего. В условиях жесткой конкуренции у них просто нет другого выхода.

Или другой пример. За столько лет езды по канадским дорогам меня ни разу не останавливали. Потому что никогда не наглел и чересчур агрессивно не ездил. При такой же езде в Осетии меня останавливают пару раз в неделю, проверяют документы и отпускают. При этом цифры смертности на дорогах республики катастрофические, и улучшения не заметно. Я в прошлом году публиковал в газете «Северная Осетия» две большие статьи на эту тему, пытался заострить внимание заинтересованных руководителей республики на действительно огромной проблеме. Никакой реакции не последовало. Наверно все думают, что беда будет всегда обходить стороной их семьи.

А.Т.: Как появилась идея создать сайт?
Р.К:
В начале 2000-х, когда по западным СМИ слово «Осетия» упоминалось только в негативных сообщениях (теракты, взрывы, война в Чечне и тд) и в сознании американского или канадского обывателя оно стало синонимом чего-то плохого, у меня появилась идея создать в интернете своеобразную галерею славы наших выдающихся людей и достижений. Цель — показать миру осетин с другой, нормальной стороны. Поскольку речь шла о нашем народе, я изначально поставил целью не зацикливаться на административных границах, скажем Северной Осетии, а показать всех выдающихся осетин, вне зависимости от гражданства или места проживания. Знал, что это — очень большой труд, и многие меня тогда отговаривали от него. Говорили, что одному его никогда не осилить. Но я все-таки взялся за сбор материала где-то в 2002 -м году. Собирал где только возможно. В книгах, в старых газетах, в библиотеках, у отдельных людей и в дебрях самого интернета. Три раза приезжал в Осетию и практически посвящал весь свой отпуск тому же. Помогали многие. Можно сказать, почти все, кто владел информацией, за исключением некоторых должностных лиц, которые где в лицо, где за спиной говорили: «Что, больше делать нечего?». Один наш отставной генерал после моего посещения, теплой беседы за чашкой кофе и просьбы дать о себе для сайта небольшую информацию, тут же позвонил в ФСБ и попросил разобраться с канадцем, почему-то интересующимся его персоной. Больше я ему никогда не звонил и из списка выдающихся осетин вычеркнул. В общем, эта работа продолжалась три года, и мне приходилось проводить за компьютером все вечера и выходные. Семья меня практически не видела.

Всю техническую работу по созданию сайта безвозмездно взял на себя сын моего сослуживца по Алагиру, Сергей Таболов, проживавший в Москве и уже открывший к тому времени другой осетинский сайт iriston.com
Без его большой помощи было бы гораздо сложнее. Он и сегодня является техническим директором проекта.
В октябре 2005 года мы открылись для доступа посетителей. Позже идея «осетинской галереи
славы» переросла в идею «Осетинской интернет-энциклопедии». Разделы дополнились большим количеством материалов, касающихся истории, культуры, традиций нашего народа. Много материалов было написано мной самим, много присылали из Осетии, и из различных концов мира. Переводы на английский, которыми в первые годы занимался я сам и члены моей семьи, отнимали уйму времени, и, в конце концов, мне пришлось начать нанимать переводчиков, оплачивая их труд из собственного кармана. Сайт денег не зарабатывал. Но, не будучи миллионером, мои возможности были ограничены и поэтому на сегодня только половина статей переведена на английский.

Потихоньку на сайт начали приходить предложения перевести некоторые материалы и на другие языки (французский, испанский, турецкий, фарси).

Также, из многих стран пришли сотни отзывов и комментариев. Подавляющее большинство — положительные, с благодарностью за возможность прочитать материалы об осетинах.
Во время войны в ЮО в августе 2008-го мы создали своеобразный семейный штаб по донесению до англоязычных читателей реальной информации. Работали практически круглые сутки, переводили, публиковали материалы из российских изданий. В это время на Западе все смотрели американские и европейские каналы, из которых лились сплошное враньё и цинизм. Несмотря на то, что по сравнению с такими китами как CNN или Fox News мы выглядели мошками, наша работа всё-таки имела успех. Посещаемость сайта тогда достигала от 2.5 до 3.5 тысяч человек в день. Причем, заходили со всех концов мира.

За ту неделю сайт был атакован хакерами несколько раз, а два раза его профессионально полностью уничтожали. Благо у нас всегда хранились резервные копии, и Сергей его быстро восстанавливал на новом месте. Вот так мы работали и выживали.

Материалы сайта постоянно пополняются. Этой работой занимаюсь я сам. И если у кого-то есть что сказать читателям по тематике сайта, можно обращаться ко мне на электронный адрес сайта.

Сегодня на одной русской версии опубликовано более 1110 материалов, и посещаемость продолжает оставаться стабильной: от 700 до 900 человек в день. По рейтингу мэйл.ру наш сайт, к сожалению единственный из осетинских проектов, постоянно входит в число первых 15-ти в разделе «Российская региональная культура».
У нас есть планы расширяться, дополнять и улучшать сайт. Сильно отстаём с переводами на осетинский, но дело всё-таки на месте не стоит. Бог даст, будем работать дальше, стараясь приносить радость посетителям.

А.Т.: Что, как Вам кажется, нужно делать для сохранения своей культуры, языка, традиций?
Р.К:
Вопрос очень наболевший и архиважный. Я во многих своих материалах уже не раз высказывал своё мнение по этому поводу.

Через национальное образование и воспитание нужно пробудить интерес у молодых к своим корням, к богатейшему наследию, которое оставили нам многие поколения мудрых предков, и которое с таким интересом изучают многие учёные по всему миру. Это нонсенс, когда уже французы и канадцы изучают наш осетинский язык, а многие родители во Владикавказе всеми силами пытаются от него своих чад избавить. Иначе как национальным невежеством я такое назвать не могу. Такие люди предают будущее своего народа.

Нам нужно увидеть пороки внутри нашего общества, порожденные последними десятилетиями «дерьмократизации» и разрушительных перестроек, эпохой растаптывания бесценных сокровищ нашего народа и возникновения культа материальных псевдоценностей. Я отношу к этим порокам также всё, что нас сегодня разъединяет, ссорит, делит по каким-то признакам на правильных и неправильных.

После краха коммунистической идеологии у нас так ничего на её месте и не возникло. Разве что идеология стяжательства, обогащения любой ценой и обирания всех вокруг для возвышения над ними.

Нам осетинам, да и другим народам России тоже, такая идеология совершенно не подходит. Она разрушает наше общество изнутри, уничтожая все связующие нити, создаёт внутри этого общества сословия и классы, разъединяет нас и натравливает друг на друга. Мы можем выжить только за счёт единства общества и крепости наших корней. Наша идеология испокон веков была основана на понятиях Фыдæлты Фарн и Ирон Æгъдау. Значит нужно растить новое поколение осетин, убежденных патриотов России и Осетии, понимающих и ценящих эти Фарн и Агъдау и ставящих общенациональные ценности выше любых инородных догм и материальных благ. И это поколение будет обладать устойчивым иммунитетом к попыткам манипулирования и программирования извне, которые мы сегодня наблюдаем по всем каналам СМИ. Об этом, кстати, хорошо сказал В.В.Путин в одном из своих выступлений пару лет назад. И я с ним абсолютно согласен.

А.Т.: Вы один из активных членов осетинской диаспоры, не прервавший связь с Осетией. Что Вас, так сказать, взглядом со стороны, больше всего беспокоит в современной Осетии, и что бы Вы пожелали своим землякам?
Р.К:
У нас часто бывает, когда известные и не очень люди сами не следуют тому, за что ратуют. Мне часто приходилось видеть осетинских интеллигентов выступающих за сохранение культуры и традиций, и при том прилюдно напивавшихся до неприличия на свадьбах. Я всегда говорю, что человек не имеет право выступать за то, чему сам не следует.
Не секрет, например, что у многих осетинских писателей дети по-осетински не говорят и за их спиной многие обычно спрашивают : «А для кого они пишут?».

Поскольку я сам много и прилюдно выступаю по многим из упомянутых проблем, возможно у кого-то также возникает обычный вопрос: «Æмæ йæхæд та…?»

Ды кæстæр дæ æмæ фарн бирæ, мои дочки выросли в Канаде, окончили канадские университеты, вышли замуж за осетин, и дома мы всегда говорили и говорим на осетинском, включая обоих внуков.
Мы за столько лет вложили много труда и времени, чтобы так было. Старший внук по приезду первый раз в Осетию прошлым летом владел только осетинским, и не мог понимать детей во дворе, которые говорили только на русском и соответственно не понимали Артура. Четырехлетний малец недоумённо спрашивал меня: «Деду! Ацы сывæллæттæ мах куыд дзурæм, афтæ цæуылнæ дзурынц?»

Я, в своем выступлении на последнем съезде осетинского народа адресовал его вопрос присутствовавшему там руководству республики и министерства образования. Ответа на него никакого не получил.

К сожалению, большинство наших земляков оказавшихся вдали от Осетии, идут по пути наименьшего сопротивления, не утруждая себя этим трудом. Подавляющее большинство осетинских детей в диаспорах на родном не говорят. «Зачем он им, если даже в Осетии уже никто не говорит на родном?» — обычная отговорка, для того чтобы оправдать себя. Наш Артур научился свободно говорить по-русски буквально за месяц пребывания во Владикавказе.

В связи с этим я бы хотел обратиться к родителям в осетинских диаспорах в России и за рубежом:

Дорогие мои! Не лишайте своих детей возможности общения с родной культурой в оригинале, говорите с ними на родном языке, устраивайте день осетинского хотя бы раз в неделю (что в своё время делали мы), читайте им осетинские сказки, показывайте мультики и делайте всё, что поможет им сохранить в себе осетинский язык, а значит и связь с корнями своего народа. Поверьте, и русскому и иностранному они научаться без вашего желания и без вашей помощи. Эта помощь им нужна только для сохранения родного языка. Если вы думаете, что осетинский больше не нужен, вы глубоко ошибаетесь. Ваши дети вырастут и осудят вас за это.

А.Т.: Спасибо, Руслан за интересную беседу и, надеюсь, Ваши слова найдут отклик у тех, кому Вы адресовали свой призыв.

Материал Аланы Таказовой

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск