Ее поцеловал Бог…
Мощные аккорды обрушились на зал, превратив его в одно большое сердце. Оно то замирало от тревожных звуков оркестра, то радостно билось от ощущения всепобеждающей радости жизни. Драма, страстный лиризм, переливы трепетного минора и светлого мажора Героической симфонии Бетховена завладели слушателями. Глаза неотрывно следили за повелительницей этого волшебства — Вероникой Дударовой, ее дирижерскими жестами, необычайно пластичными руками, выразительной мимикой. Казалось, она руководит не только оркестром, но заставляет сидящих в зале чувствовать музыку только так, как чувствует ее она.
Вероника Дударова достойна поклонения не только потому, что она — женщина-дирижер, что большая редкость в мировой практике. Недавно она отметила 55-летний юбилей творческой деятельности. Ее именем названа малая планета, открытая Крымской обсерваторией.
Ее артистическая судьба складывалась удачно. После окончания Московской консерватории работала дирижером в Центральном детском театре. Потом возглавляла столичный симфонический оркестр. И вот уже почти десять лет маэстро Дударова — главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра, носящего ее имя. Коллективу присуще звучание, которым обладает далеко не каждый оркестр. Один из его музыкантов сказал о Дударовой: «Она неповторима, ее поцеловал Бог…»
Секрет исполнительского искусства Дударовой — в редкостном сочетании яркого темперамента и интеллектуального накала, импровизационного порыва, романтической свободы и классически точного ощущения формы, темпов, драматургии. Слушателей покоряют артистизм, эмоциональная непосредственность, глубинное постижение композиторского замысла. Критики отмечают особую магнетическую манеру ее исполнения.
Оркестр Дударовой с восторгом принимали в больших и малых городах Советского Союза и России. Ей рукоплескали залы Калининграда и Камчатки, рабочего Урала, избалованного гастролями знаменитостей Санкт-Петербурга и подмосковного Серпухова.
Творческие возможности Вероники Борисовны, ее репертуар огромны. Доклассическая эпоха — Бах, Вивальди, Перголезе — и произведения великих композиторов — Моцарта, Вагнера, Чайковского, Шостаковича и Свиридова. Особенно близки ей симфонии-драмы. Поистине эпическую силу придает она сочинениям любимого Бетховена.
Маэстро Дударову восторженно слушали во многих столицах мира. Ей свойственно особое качество. Будучи приглашенным дирижером, она умеет находить ключ к незнакомому коллективу, заметно повышать его исполнительский уровень. Вот как писали о ней газеты Венесуэлы: «Ее палочка вела вперед в сдержанной манере, и в завораживающем языке создаваемой ею музыки присутствовала осязаемо личность великого Шостаковича. Наш симфонический оркестр достиг в этом исполнении вершин благодаря этой выдающейся женщине»
С какими бы зарубежным оркестром она ни работала, ей удавалось добиться увлеченности и беспрекословной дисциплины, чистоты интонации. Дудрова владеет удивительным даром коммуникабельности с музыкантами. И в итоге — восхищение слушателей и трогательная симпатия оркестра.
Государственный симфонический оркестр Вероники Дударовой достиг высочайших вершин исполнительского мастерства. Коллектив выступает в лучших залах Москвы, играет до двадцати концертов в сезон. Это талантливый и, главное, ни на кого не похожий оркестр.
В перерыве репетиции удалось взять короткое интервью у прославленного дирижера.
— Я родилась в Баку, в семье инженера. И отец, и мама были людьми очень музыкальными. В доме был рояль. Уже в четыре года я могла часами сидеть за инструментом, даже что-то сочиняла. И не под нажимом родителей, а с удовольствием. Училась в музыкальной школе, часто бывала в опере и на симфонических концертах. Смотрела не на сцену, а на дирижера. И тогда поняла — это моя будущая профессия.
— Вы часто даете просветительские концерты. Чувствуете интерес аудитории? Ведь симфоническая музыка не каждому понятна и доступна?
— Это глубокое заблуждение. Классическая музыка так эмоциональна, что достигает души каждого человека. Надо только суметь это сделать. Пробиться к сердцу — в этом и состоит искусство дирижера.
— Оркестр — это люди. У них случаются неприятности, даже трагедии. А играть надо. Как вы управляете настроением исполнителей?
— Артист — это особая профессия. Вот, знаете, знаменитая балерина Нина Тимофеева узнала о смерти мужа во
время спектакля. Но довела свою партию до конца. Музыкантам сейчас живется непросто. Приходится работать не в одном месте, чтобы содержать семью. Я им сочувствую и помогаю, чем могу. Но вот я встала за пульт, исполнители открыли свои партитуры — и все житейское отступает, уходит, подчиняясь великой силе искусства, долгу перед теми, кто в зале.
— Как вы отдыхаете?
— Никак. Работа забирает все силы и время. Но я все же нахожу минуты, чтобы читать периодику. Газеты — в перерывах репетиций, журналы — перед сном.
— Вы потрясающе элегантны. Кто вас одевает?
— Какое-то время мне шил Вячеслав Зайцев. Сейчас одеваюсь в салоне Лидии Соселия. Дважды в год бываю на просмотрах высокой моды.
— Восторги зрителей вам не в новинку. А был эпизод, который особенно тронул?
— Помню, в Венесуэле в артистическую комнату вошла молодая женщина с букетом цветов. Попросила автограф. Она расстегнула платье, обнажив округлившийся животик: напишите здесь. Я хочу, чтобы мой ребенок стал таким же талантливым, как вы…
Людмила Ермакова, 1999 год
Комментариев: 0