Фильм «Аланское наследие». Спор из избы
14 апреля в московской Библиотеке путешествий прошел показ документального фильма «Аланское наследие», снятого во время внедорожной этнографической экспедиции по Кабардино-Балкарии. Авторы фильма и организаторы путешествия – автономная некоммерческая организация «Дух свободы», группа энтузиастов, которые решились заниматься популяризацией российских туристических направлений. Собранные в Кабардино-Балкарии материалы – это первая часть проекта о наследии аланской цивилизации. Новые съемки пройдут на территории Северной Осетии с 22 августа по 4 сентября.
25-минутный по хронометражу фильм объединил в себе две цели – научную, в рамках который было рассказано о том, кто такие аланы и какое место аланская цивилизация занимает в мировой истории, и туристическую – на своем примере 30 путешественников (самому маленькому из них 3 года) показали, что на Кавказе вполне реально и очень комфортно отдыхать. В обоих случаях авторам удалось высветить самые проблемные места, связанные с регионом.
Во-первых, фильм «Аланское наследие» действительно направлен на то, чтобы открыть публике, в общей своей массе мало осведомленной, прелесть природы и историческую уникальность Северного Кавказа. В последние годы крайне актуальными стали разговоры о развитии туризма в СКФО, в том числе в Осетии, но часто слова так и остаются словами, а каких-либо существенных сдвигов не наблюдается. Перелом должен случиться в первую очередь в сознании российского туриста. Должно изменится его отношение к региону, сегодня полное противоречий и подпитанное негативными стереотипами. Насколько мало среднестатистические москвичи знакомы с культурой, природной привлекательностью и туристической доступностью Кавказа (в противовес тому потоку негативной информации, которая то и дело мелькает в новостях) можно было понять по реакции зрителей в зале. После просмотра фильма они задавали авторам самые разные вопросы, среди которых:
«Насколько народ гостеприимный?»
«А на каком-то своем языке они говорят?»
«А русский знают?»
«В деревнях, которые вы проезжали, люди живут?»
«А школы в деревнях есть?»
«А дети тоже с планшетами бегают?»
Организаторы терпеливо и понимающе объясняли: люди душевные и гостеприимные, конечно, говорят на своем языке и, разумеется, знают русский, в селах и аулах – нет в горах деревень – остаются в основном старики, молодежь, как и повсюду в России, старается уезжать в город. В селах жить красиво, но непросто, существуют, например, аулы в три дома, поэтому школы есть, но не везде, иногда нужно далеко в них ходить, а если брать крупные города, «их жизнь совсем не отличается от нашей».
Такие, казалось бы, наивные и для знающего человека глуповато-обидные вопросы должны появляться снова и снова, как должны появляться прямые и разъясняющие ответы на них. Других способов снять информационную блокаду Кавказа, сквозь которую долгое время просачивались только негативные сообщения о горячих точках и контртеррористических операциях, просто не существует. Это первое важное дело, которое затеяли энтузиасты из «Духа свободы».
Во-вторых, сами того не желая, авторы фильма вступили в многолетний исторический спор о том, кто имеет право называться потомками алан. В фильме были проинтервьюированы три историка, и каждый из них высказал по этому вопросу свое мнение: один сослался на генетическую экспертизу, другой считает, что все кавказские народы – в равной степени наследники аланской культуры, третий объяснил, что после татаро-монгольского нашествия аланы ушли в Дигорию и, соответственно, истинные их потомки – осетины. Зрители, и без того мало разбирающиеся в регионе, были окончательно запутаны, поэтому очень кстати слово взял молодой человек из зала:
«Меня зовут Гусейн. Я из Дагестана. Я вырос примерно в таких местах. Хочу сказать вам огромное спасибо за этот проект и сделать небольшую ремарку. Все-таки стоило первый фильм снять об Осетии как о прямой наследнице аланской традиции. Конечно, есть различные псевдоисторические домыслы, в частности балкарцы называют себя аланами. Но все-таки историки склоняются к тому, что именно осетины имеют на это право, они и язык сохранили».
Организаторы объяснили, что работа началась в Кабардино-Балкарии, потому что представители этой республики первыми выразили желание сотрудничать, а Северная Осетия подключилась позже. Тем не менее второй фильм будет не менее значимым, с большим хронометражем, так что они постараются лучше объяснить публике, что представляет собой аланская культура, потому как первый фильм из-за ограничений во времени не позволил этого сделать.
Александра Байса, организатор экспедиции и учредитель общества «Дух свободы», объяснила:
«Мы хотим расширить фильм об Осетии, больше времени отвести на съемки, чтобы уместить больший объем информацию. Сейчас подготовка к экспедиции на стадии переговоров. Договариваемся с гидами, заповедником, историками, музеями и местными жителями. Нам важно именно с местными пообщаться, потому что в этот раз мы хотим больше снять менталитет, традиции и культуру в ее современном виде».
Кроме того, Александра добавила:
«Мы знаем, что вопрос аланского наследия спорный на Кавказе, но хотелось бы подчеркнуть, что наша задача не установить, кто может и кто не может называться аланами, а рассказать, как аланская цивилизация продолжает существовать сегодня в этом потрясающе красивом регионе и привлечь туристов не только красотой природы, но и исторической ценностью этих мест».
Фильм действительно рассчитан скорее на туриста, чем на человека, который хочет разобраться в загадках аланской цивилизации. Но как бы то ни было, документальные работы, такие, как эта, должны появляться, и именно за пределами Северного Кавказа. В зале сидело не много зрителей, около пятидесяти, но вышли они, все без исключения, если не влюбленными, то заворожёнными и крайне заинтересованными. Это вполне себе уверенный шаг на длинной дороге к Кавказу как главному туристическому региону России.
Комментариев: 0