Марат Гацалов поставил спектакль о Станиславском!
Вернувшись из Нью-Йорка, куда Марат Гацалов был приглашен для работы с американскими актерами над пьесой «Павлик — мой бог», в рамках лаборатории современной драматургии, Марат сразу принялся репетировать спектакль «Не верю» на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского и 29 января состоялась премьера!
В Драматическом театре имени К.С.Станиславского поставили спектакль «Не верю» по мотивам книги великого реформатора «Моя жизнь в искусстве» о том, как ставится спектакль, который не получается. Опережая события, можно сказать, что режиссер Марат Гацалов, взявшийся за этот безумный проект, подводит к выводу, что самое подлинное, самое настоящее в театре есть процесс, в котором не бывает точки. И тот художник, который доволен своим талантом, тот, что ставит эту самую самодовольную жирную точку, перестает таковым быть в этот самый момент. В основе сюжета история о молодом Станиславском и о его сегодняшнем двойнике 30- летнем Константине, променявшем свою профессию режиссера на бизнес.
«Идея создать пьесу по мотивам книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве» родилась у нас вместе с Михаилом, — рассказал Гацалов. — Мы обращаемся к опыту Константина Сергеевича, к его жизни. Это история, которая связана с таким странным занятием, как театр, но мы не хотели делать ее чисто театральной. Главное — это рассказ о современном герое, который живет не своей жизнью, боится публичности, это рассказ о его страхах и их преодолении».
Гацалов поделился, что процесс создания пьесы был для него новым и необычным. «Во-первых, само написание пьесы, которое происходило по мере работы над постановкой вместе с драматургом, такое настоящее сотворчество. Во-вторых, работа в необычном сценическом пространстве интерактивного музея, а также использование живой музыки, которая не обслуживает сюжет, а существует автономно и заполняет собой огромное пространство», — пояснил режиссер.
Драматург Михаил Дурненков не пишет пьесу-биографию, а режиссер Марат Гацалов не ставит спектакль на историческую тему, но осуществляет постановку с изощренной структурой, помогающей ему смутить публику самой природой сценического искусства. Граница между реальным и театральным, между историей о том «настоящем» Станиславском и режиссере Константине из наших дней здесь искусно смещена.
Публику приглашают не в зал, а на сцену театра и приглашают взглянуть на происходящее как бы из-за кулис, поскольку публика видит и сам спектакль, и то, что происходит за занавесом, и перед ним. В сам зрительный зал Гацалов и художник-постановщик Ксения Перетрухина устанавливают подиум, ведущий от сцены Театра имени К.С.Станиславского в экспозицию музея. Музейная часть есть и на самой сцене, обозначенная торжественно заграждениями, за которыми стоят кресла, висят фотографии. И хотя Гацалов вроде бы без задней мысли разворачивает эту экспозицию справа от зрителя, но почему-то сразу приходит на ум мысль Питера Брука о театрах-музеях и живых театрах и о самом Театре имени К.С.Станиславского, о недавних конфликтах, еще не окончившихся, о самом месте, в котором собрались, освященном именем Станиславского, но опять же – так ли святы для нас эти имена? Многие ли готовы каждый раз доказывать все заново, не учитывая прежнего опыта, входить в новый спектакль беззащитным и растерянным? Этот спектакль еще и о заветах Станиславского, не о букве, а о духе этих заветов: о вере в свое предназначение, о непримиримой честности, о жертвах во имя искусства.
Спектакль «Не верю» построен по принципу шкатулки в шкатулке. Есть режиссер Костя из наших дней. Живет в обычной квартире с семьей жены, которая беременна. Он ушел из театра, попробовав заняться бизнесом – составлением гороскопов для элитных клиентов. Есть тот самый Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич. Двух Константинов играет Александр Усердин – и играет с пониманием того театра, который предложен Гацаловым. Он играет прежде всего наивного человека, в котором неистребимо живет идеальное представление о театре. Это и роднит Костю и Константина. Бросив театр и занявшись коммерцией, они задыхаются в бытовой невдохновленной реальности. В спектакле есть театр, причем самый разный: отчаянно самодеятельный из новейшего времени с кинжалами, смертями, отравлениями. Этим, ряженым в пышные костюмы эпохи то ли Шекспира, то ли Шиллера, далеко до Общества литературы и искусства. Есть репетиции в читках, которые с актерами ведет Станиславский, есть закулисье нынешнее и минувшее. Когда занавес закрывается мы остаемся за ним вместе с актерами.
Чем дальше, тем больше понимания, скрепляющего отдельно взятые сцены в единый смысл. Который актуален как никогда. Будь самим собой, преодолей свой страх, позволь твоей мечте вести тебя…В наэлектризованной атмосфере зависает: «Настоящее искусство — сама жизнь!»
Марат флиртует со всеми этими художественными реальностями, где-то посмеиваясь. Однако Гацалов, несмотря на свой молодой в режиссуре возраст, уже зрело размышляет об искусстве театра, уже знает цену аплодисментам – подлинным и неподлинным. И когда спектакль Кости не случается и актеры сидят подавленными, то происходит чудо. Они берут в руки трещотки, наращивая и усиливая звук, взбивают эту массу до аплодисментов, которые кажутся сначала репетиционным упражнением, но, приближаясь и приближаясь к зрителю, они дают нам понять, что здесь ставится точка спектакля. Нет, не точка, а многоточие. И мы вослед им аплодируем, до конца не осознавая, участвуем ли мы в коллективном упражнении или все-таки благодарим артистов. И вместе с аплодисментами хочется кричать…….кричать одну фразу, смахивая слезы: «ВЕРЮ!»
Марат Гацалов
родился в 1978 году в городе Кириши Ленинградской области.
учился закончил школу №33 во Владикавказе, после чего приехал в Москву, где сперва учился на актерском во ВГИКе, а потом — на режиссера в ГИТИСе у Сергея Арцибашева.
метод умеет придумать впечатляющий театральный прием. Имеет острый слух к фальши, который отточил на «новой драме» (пьеса Павла Пряжко «Жизнь удалась», поставленная вместе с Михаилом Угаровым, получила спецприз «Золотой маски» в 2010, а спектакль «Экспонаты» взял Гран-при на Международном фестивале «Текстура» и выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в 2011 г. сразу в трех номинациях) В «Экспонатах» Вячеслава Дурненкова, поставленных в городе Прокопьевске, экспонатами оказались и зрители, и актеры, а «Приход тела» братьев Пресняковых оказался фильмом Гай Германики, который она снимает на глазах у публики. Марат Гацалов входит в худсовет театра «Центр драматургии и режиссуры» в Москве и руководит Прокопьевским драматическим театром.
цитата «Как это в музыке: слышишь Radiohead и понимаешь, что это Radiohead. Хочется понять, кто ты в этом деле, и заниматься тем, от чего по-настоящему прет. Как говорили наши мастера, «мо¬жешь не ставить, не ставь». Я поэтому и занимаюсь современной драматургией. Изучать мир на расстоянии вытянутой руки — очень сложная и интересная задача».
РИА — Новости о спектакле « Приход тела»: «Быть может, ни у кого, так, как у этого режиссера, не выражены гнев и негодование по поводу тотальной лжи, в которой пребывает общество. Отторжение реальности — вот ключевая фраза, которая характеризует его спектакли. С осетинским темпераментом, с клокочущим чувством негодования, и вместе с тем с жестким юмором Гацалов в этом спектакле стреляет по сериальной, телевизионной индустрии, превращающей в мыло ужас, в котором живет страна»
Ссылки:
«Независимая газета» http://www.ng.ru/culture/2011-01-31/7_stanislavsky.html
ТВ Культура — http://www.tvkultura.ru/news.html?id=575248&cid=178
«Коммерсант» — http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1576798
РИА – Новости «Лучшие спектакли» — http://www.rian.ru/analytics/20100813/264858770.html
Журнал «Афиша» — http://www.afisha.ru/article/8097/
BBC — http://www.bbc.co.uk/russian/entertainment/2010/11/101111_theatre_readings_russia_usa.shtml
Источник: http://old.iriston.ru/ru/more_news_diaspora.php?aid=1207 фото Алексея Витвинского.
Комментариев: 0