skip to Main Content

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

5 июня 2014 года делегация Московской осетинкой общины посетила выставку скульптора Сосланбека Тавасиева «О доблестях, о подвигах, о славе…», приуроченную к 80-летию творческого коллектива художников «Ново-Абрамцево». Мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и музея-заповедника «Абрамцево».

Сосланбек Дафаевич Тавасиев родился в Осетии в конце позапрошлого века. Удивительные его рисунки с видами белой горы (осетинская память) – линейно-упругие, острые, архаичные. Он словно отыскивает среди мотивов горы один, самый основной, и в нем отбирает одно свойство, самое важное. Он словно знает, что белая гора – это душа Осетии. Он ищет лик.

В рисунках – отдохновение после боев. Тавасиев – поэт и воин. Участник революционной борьбы на Северном Кавказе – в Осетии, Кабарде, Балкарии, на Кубани. Возглавлял партизанские отряды горской бедноты, был членом Реввоенсовета Дигорского района, командиром шариатского полка, громил терскую контрреволюцию. Все темное, опасное, злое вылилось в графических портретах горцев. В дерево же скульптор перенес светлое. Чего только стоит портрет юноши-красноармейца: наивное мягкое детское лицо. Еще не лик и никогда уже не лик. Мечтательная юность в буденовке.

Коста Хетагуров – основоположник осетинской литературы, легенда Осетии. Конечно же, при работе над памятником для Владикавказа Тавасиев вспоминал, как он, еще ребенком, у горных рек нашел глину, обнаружил свойство податливой массы принимать желаемую форму. Художественное творчество горских народов, в частности, осетинские могильники натолкнули его на проблему орнамента, в котором был заложен шифр осетинской культуры. Скульптурный образ Коста Хетагурова, найденный Тавасиевым, классичен и национален одновременно. Статуарность, соразмерность, значительность, имя которой одухотворенность, – черты памятника. Коста в горском костюме: бурка, папаха, кинжал у пояса. Одухотворенность скульптурного облика работает сильнее атрибутов национального костюма. Это портрет Просветителя.

Одна из самых загадочных скульптур Тавасиева носит название «Абрамцевская легенда». По преданию семьи скульптора, он вырезал ее из липы, росшем в абрамцевском парке и сраженной молнией (1964 – 1965 годы). Крылатая голова с башкирскими чертами лица – абрамцевская легенда? Тавасиев, как любой настоящий художник, умел задавать вопросы.

Своими впечатлениями поделилась директор национально-культурной общественной организации «Московская осетинская община» Тамара Васильевна Бедоева: «Так как Тавасиева я не видела вживую, но он находится во всех своих работах, работы его просто реалистичны. Потрясли эскизы к скульптуре Коста Хетагурова, поразила монументальность, масштабность работы. Сосланбек Дафаевич создал этот образ, как бы хотел видеть своего героя народ – импозантным, высоким, сильным, а ведь настоящий Коста Хетагуров отличается от представленного нам образа. Тавасиев Сосланбек классик. Как могущественным, достойным и победителем всего представлен был образ Салавата Юлаева. Каждого героя он видит по своему, каждого трактует индивидуально. Сегодня нам была представлена классика осетинской скульптуры. Такого «живого» Тавасиева я не видела».

Материал Виктории Кцоевой

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск