skip to Main Content

О музыке… просто… от любителя…

Тамерлан Дзудцов: Музыка. Какое место она занимает в Вашей жизни как у человека исключительно академичного?                                
Алеся Джиоева:
Во – первых, мне, как действительно человеку академичному и очень довольному этим своим профессиональным выбором, свойственна не только любовь к науке и научному творчеству. Как у человека увлекающегося и увлеченного, у меня немало других важных интересов, об одном из которых можно поделиться в этом интервью. Музыка занимает второе место, точнее, разделяет его наряду с научным творчеством, в числе самых больших удовольствий в жизни (первое занимает один небезызвестный футбольный клуб, о котором я упоминать не буду, дабы не предопределять ход всего остального разговора).

Музыка с детства занимала важное место в нашей семье. Помню, как устраивая воскресную уборку на весь огромный дом, играл проигрыватель «Симфония- стерео» ( иметь его считалось круто по тем временам 😉 ). И что самое интересное, это никого не раздражало. Мама, воспитанная на национальной осетинской музыке (она отлично играла на осетинской гармони), всегда была толерантна к нашим увлечениям современной тогда музыкой. Лишенные сами таких возможностей в детстве, они с отцом привозили горы пластинок с поездок – голубых пластиковых и обычных.
В самом детстве я на слух могла сыграть на фортепиано практически любую услышанную мелодию, подыгрывая себе левой рукой. Не удержусь и похвастаюсь, что об этом даже писали в местной газете. Но в музыкальную школу не приняли, потому что мама уехала на курорт и родители не обеспокоились задействовать нужные связи. Полгода с репетитором Фатимой Гаглоевой, как оказалось, не смотивировали на дальнейшие занятия, а мама, гонявшая моих старших сестер в музыкальную школу из под палки до 7 класса (уехавшая на месяц в Минводы, она так и не смогла предотвратить уход сестер из школы, которые, воспользовавшись ее отсутствием, с успехом бросили школу ), она уже не стала меня заставлять.

А жаль. Я немного об этом сожалею. Помимо того, что игра на фортепиано – это совершенно изысканное удовольствие как для самого играющего, так и для слушающих, это еще и (что небесполезно) способствует формированию и совершенствованию умственных способностей. Известно, что пальцевая деятельность, ее функционирование самым прямым образом связана с деятельностью мозга. Отражая ее, она существенно влияет на процессы работы последнего. Можно утверждать, следовательно, что пианисты, дирижеры, пользующиеся пальцевой техникой, должны обладать высоким умственным потенциалом.

Вообще музыка, как и все искусство вообще, связана с деятельностью правого полушария мозга, ответственного за образное, ассоциативное мышление. Последние десятилетия именно правому полушарию отводится особо важная роль в процессах познания мира. Думаю, однако, что у самих музыкантов активно работает и левое полушарие мозга, ответственное за абстрактное, логическое мышление и, следовательно, за организацию и упорядочение нот и всех компонентов музыкального произведения. ХХI век – это век доминантно образного восприятия вещей и следовательно более правополушарного познания мира, в отличие от века ХХ-го, особенно его середины, когда доминировало скорее осмысленное, чем чувственное постижение сути вещей в мире. Соответственно, форма познания была более логико-ориентированной с преимущественно левополушарной направленностью мысли. Это касается общих принципов постижения мира, что нисколько не снижает значимости, скажем, математиков, преимущественно логически ориентированных, интуиция у которых (сфера правого полушария) формирует будущие формулы и уравнения, в которых последние, безусловно, находят свою музыку.

Моя приятельница, Фатима Дзгоева, практикующий врач и, при этом, серьезный исследователь, говорит, что она обдумывает очередную научную статью, сидя на концерте в консерватории. Я это понимаю. Практически не включая телевизор, у меня дома почти все время играет музыка независимо от того, пишу ли я новую книгу, читаю диссертации аспирантов, просто отдыхаю или готовлю. Думаю, что подсознание при этом активно работает на формирование новых идей. Даже сейчас, сидя в тени у Эгейского моря, я пишу ответы на Ваше интервью. Времени, увы, в Москве не хватало.

Завершая далее ответ на вопрос о музыке с точки зрения человека науки, хочу привести данные исследователей о том, какую роль она (музыка) играет в формировании нашего IQ. Считается, что люди, слушающие классическую музыку, обладают самым высоким IQ. На втором месте – любители рок-музыки, а любители рэпа – вообще на последнем. Я бы не обязательно согласилась с этими данными, учитывая частую необъективность статистических данных (Английский премьр-министр Дизраэли как-то сказал: «Есть просто ложь, есть наглая ложь и есть статистика». Это очень категорично, но доля правды здесь есть).

Кроме того, само понятие IQ довольно неоднозначно и необязательно совпадает с сопредельными понятиями ума и интеллекта. Необъяснимо в таком случае и то, как англичане, народ довольно интеллектуальный (судя по литературе, искусству и уровню цивилизации вообще) смог породить совершенно уникальный феномен рок-музыки, беспрецедентное и совершенно неповторимое явление «Битлз», мюзикл в его современном понимании, и при этом не так ярко представлен в классической музыке, как, например, немцы, итальянцы или русские.

Т.Дз.: Затронув вопрос о классической музыке, поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями об опере, балете и классической музыке вообще.

А.Дж.: Ну в целом, меня нельзя назвать большим знатоком и даже, смею сказать, большим любителем классической музыки. Не хочу, что- бы это было воспринято как крамола, но не могу сравнить удовольствие, точнее наслаждение, которое я получаю, скажем, от английской группы «Мьюз», на мой взгляд, лучшей на сегодняшний день в мире, с любыми, даже любимыми мною классическими произведениями. Конечно, я способна воспринимать классику и по своему любить ее. Для этого много сделала для меня и людей моего поколения Тамуся Шавлохова, которая впервые открыла Моцарта, Вивальди, Чайковского и других. Помню в детстве, как моя старшая сестра Алла могла целыми днями слушать «Интродукцию и рондо каприччиозо» Сен Санса, помню даже исполнителя – Я. Хейфец. До сих пор звучит в ушах.

Вместе с тем и сегодня я не упускаю возможностей бывать в Барбикан-холле, Ковент Гардене, Метрополитен – опера, Большом, Станиславского каждый раз, когда такая возможность появляется. У меня , конечно же, есть любимые композиторы (Моцарт, Вагнер), произведения, любимая опера («Лоэнгрин» Вагнера), балет («Щелкунчик» Чайковского), любимые женские (“Casta Diva” из «Нормы» Беллини) и мужские (Каварадосси из «Тоски» Пуччини ) арии .
Предвкушая любимый мною вопрос «Почему?» – почему Моцарт, «Щелкунчик» и т.д., отвечу: Моцарт – потому, что это игривость. Детскость. Гениальность в сочетании с феноменальной легкостью. Это как Пушкин. Особенно люблю его фортепианные концерты (20, 21, 22, 25). Почему «Щелкунчик» ? – Потому что это волшебство (!!!) И потому, что там много хитов. Я вообще грешу тем, что обожаю хиты. Вагнеровские особенно. Кто-то однажды сказал, что музыка Вагнера часами невыносима, но моментами божественна. Это и о его хитах.

В 90-е годы и в начале 2000-х, когда у меня был особый подъем интереса к классической музыке, мне удалось услышать многих выдающихся дирижеров – В. Гергиева, К. Аббадо, Л. Маазеля, Р. Мути. Так что, думаю, что немного в этом разбираюсь. Потрясающе звучал Маазель. Очень понравился Шуман в исполнении Риккардо Мути. Незабываемо было «Болеро» Равеля в исполнении Мариинского в МГУ.

Очень люблю С. Рахманинова. Он очень русский. Совсем не понимаю Шнитке. Мне кажется, в музыке должно быть больше самой музыки, чем идеи или философии за этой музыкой.

Думаю, что лучше стала понимать Д. Шостаковича, хотя его экзальтированность мне все равно не очень близка. Вообще не люблю надрыв. Мне кажется, недоговоренность, в том числе и в музыке, иногда трогает сильнее, чем очень яркая выраженность (мне нравится, как у Станиславского: « Это плохо, когда рыдает артист, надо, чтоб рыдала публика». Возможно (?), это и о композиторах как творцах . Но это мое очень скромное мнение). Вместе с тем, мольба в мелодиях Шостаковича бывает просто сразительна. Очень приятно узнавать ее во многих его произведениях. Люблю его Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Южным осетинам довелось ее услышать в исполнении Мариинского оркестра в тот страшный август 2008 го. Конечно, этот концерт был событием воистину исторического масштаба. Спасибо Маэстро и его оркестру.

Совершенно обожаю у Шостаковича Вальс №2. Его многие могут знать по фильму Ст. Кубрика «С широко закрытыми глазами». Вообще вальсы обожаю – Шопена, Хачатуряна, «Вальс цветов» из Щелкунчика и другие.
Любимый тенор – бесспорно Лючиано Паваротти. И тут я не особо оригинальна. Лючиано – непревзойден. Харизма – просто зашкаливает. Мне не удалось услышать его вживую, но друзья, слушавшие его даже в самом отдаленном ряду и месте, говорят, что это ни с кем не сравнимо. Энергетика – просто бешенная. Удивительно, что человек самой обыкновенной внешности, может обладать таким безмерным обаянием.

Любимая певица – тут не скажу однозначно, наверное, Анна Нетребко. Возможно в последнем случае доминирует общий имидж стильной оперной дивы, хотя мне нравится и тембр ее голоса. В нем нет пафоса, который, в принципе, я не люблю, а есть впечатление естественности, откуда и харизма. Единственный пафос, который я способна воспринимать, это вагнеровский.

В Лондоне, недалеко от Гайд-парка, есть ресторан «Бельканто», где очаровательные официантки в фартучках и не менее привлекательные официанты с салфетками совершенно обалденно исполняют все знаменитые оперные хиты, а голоса (сопрано, меццо, тенора, баритоны) ничуть не уступают ковентгарденовским. Тут нет пафоса и есть тот самый микс, который нескучен.

Обожаю уличных певцов и певиц. Остаются в памяти на всю жизнь. Такой есть в Гарварде, при выходе из метро. Изысканно исполняет свои вариации известных песен. Или помню певунью на рынке Ковент Гардена в тишине ночи. Совершенно незабываемо. Или в дождливый день в Квебеке – француз с авторскими вариациями. У меня на память CD с ними. Мне это доставляет больше удовольствия, чем визит в оперу.

Т. Дз.: Вы сказали, что Ваша любимая музыка это та, которую исполняет группа «Мьюз». А чем она так Вас трогает ?

А. Дж.: Многим… практически всем: жанром – альтернативный рок, невероятно красивым своей необычностью фальцетом Мэтью Беллами, исключительной харизматичностью гитариста К.Уолстенхолма. Английскостью. И шире – британскостью. Но ключевое слово здесь все же будет – эклектикой. Именно своей тонко продуманной и столь же изысканно представленной эклектичностью. Соединением на контрасте. Использованием фортепиано, оркестра. Я думаю, что соединение на контрасте создает большую гармонию, чем соединение одноплановых вещей. Потому что, они взаимовосполняют друг друга. Представляете, играет рок, тяжелый … и вдруг посередине Рахманинов или Шопен. Я бываю на грани «умирания», бывало, накатывали слезы. От классической музыки у меня такого не бывает. И я не приемлю разговоров о том, что ты понимаешь или не понимаешь. Ты понимаешь то, что ищет твоя душа. Когда-то в такси у водителя играл рэп … и вдруг в нем же … совершенно обалденное сопрано. Это было неплохо.

Именно благодаря любви к наложению контрастов (это мощно работает в кинематографе, театре и вообще, в искусстве), именно из-за соединения разноплановых вещей мой любимый музыкальный жанр – это рок-баллады. Я даже собрала коллекцию любимых роковых баллад и издала отдельным диском. Теперь дарю моим друзьям. Называется по любимой балладе группы “Kingdom Come” “ What Love Can Be”. Это моя №1 баллада. № 2 – это “Long Cold Winter” из “Cinderella”. № 3 – “Perfect Strangers” из “Deep Purple”. Когда ее слушаю, появляются ассоциации с «Болеро» Равеля. Мне кажется, в обоих есть пересекающиеся мотивы. В диске четыре папки, одна из которых – более мелодичные баллады. Совершенно обожаю “Lalena” и “Сlearly Quite Absurd” из “Deep Purple”. Причем, это относительно менее известные вещи, но поразительно красивые.

Очень люблю группу AC/DC. Особенно на беговой дорожке. Мотивирует на тренировку. Как и “ 29 Palms” Роберта Планта. Говоря об упомянутой выше группе «Мьюз», назову некоторые из любимых хитов (они легко узнаваемы поклонниками группы): “Panic Station”, “Explorers”, “ “Unintended”, “Exogenous Symphony”, “Madness”, “Animals”, “Resistance”, конечно “Uprising” и много, много других. Была на их концерте в Москве года три назад, но по настоящему «запала на них», когда посмотрела в кинотеатре прямую трансляцию концерта ”Live in Rome” . Я буквально «умерла» и очнулась в раю. С тех пор болею ими. Мечтаю поехать на их концерт.

Еще один диск, основанный на контрасте эмоций и который я собрала и тоже теперь дарю друзьям, называется “ I love you … then I hate you… and then I love you more”. Обыгрывается название известной песни в исполнении Л. Паваротти и С. Дион. Потрясающе звучит – классическое пение в сочетании с качественной попсой. В диск вошли подобные и другие дуэты (известные – Т. Тэрнер – Э. Рамазотти; Паваротти- Боно; и совсем редкие – Маккартни – Джексон).
Развивая тему эклектики в музыке, хочу похвастаться своей коллекцией битловских каверов в самом, самом большом разнообразии, начиная с колыбельных Битлз и кончая оперным версиями последних, включая исполнение хитов британских гениев маленькими детьми, многочисленные вариации на флейте, трубе, саксофоне, фортепиано, семиструнной гитаре, целый комплект «Битлз» в стиле рэггэй, «Битлз» в версии тяжелого рока, наложение Баха , Вивальди или Генделя на Битлз и т.д. и т.д. Отец моей музыкальной подруги Марины Тарасовой обещал подарить немецкие и испанские вариации Битлз. Мне кажется, слушать такое по своему очень любопытно и не менее приятно, чем оригинальный Битлз.

Вообще я могу получать удовольствие от разной музыки. Очень люблю хорошую попсу – Кейти Мелуа, Нору Джоунз, Элишу Кииз. Обожаю Тину Тэрнэр. Но лучший американский голос всех времен (мое скромное имхо) – это Джоан Баэз. Совершенно «сумасшедшие» обертоны – у нее, скорее всего, в предках были индейцы. И все это в голосе. Послушайте “Diamonds and Rust” . Или “Forever Young”. Это хорошо. Вдруг этим летом с удовольствием открыла для себя и слушаю с наслаждением индийскую музыку, несколько CD привезенных с Гоа еще прошлой зимой. У меня так бывает, лежат, лежат, а потом вдруг – о Боже, это же просто чудесно!! Т.е. душа оказывается готовой к восприятию именно этой музыки. Пока таким же образом ждет новый диск Ланы Алборовой.

Т. Дз. : Алеся, скажите, а что Вы думаете об иконах в музыке?

А. Дж.: Ну, я не буду долго распространяться на эту тему. Это нормально, когда у людей есть иконы. Совершенно нормально.
На сегодня « Мьюз».
Думаю, что икона всех времен – это «Битлз».
Совершенно уникален Майкл Джексон. «Моцарт» ХХ века. “American Tchaikovsky”, процитировал как-то американцев В. Гергиев. И так цинично поступил с ним мир. Молился на него, как на Христа. Сам же распял. И теперь снова молится. Его уничтожение как гения на совести американской морали. И всего человечества. А так, наверное, эти две главные иконы. Думаю, совершенно уникален Ричи Блэкмор. Его трибьют Джону Лорду – один из его последних шедевров. Хожу на концерты Кэндис Найт только ради того, чтобы снова услышать соло Ричи. Невероятно красиво стареет Роберт Плант. Потрясающая харизма, и у него, и у Ричи. Все это очень разнопланово, но в этом вся моя скромная особа. 😉 Обожаю все разное.

Т. Дз.: Алеся, находит ли музыка вообще и любовь к ней, в частности, какое-либо преломление в Вашей профессиональной деятельности?

А. Дж.: О да! Настолько, насколько это приемлемо в преподавании. К счастью, иностранный язык – это все же не география или биология и дает возможность включения музыки в процесс преподавания. В 90-е годы, когда я давала частные уроки детям моих друзей, мы с удовольствием распевали английские песни типа “ Head and shoulders, knees and toes” или танцевали с песнями “ One, two, three on the tip toes … “. Было здорово.

В те же 90-е, когда коммуникативные методы преподавания языка стали особо актуальными, я часто давала на занятиях известные английские песни. Например, на Present Perfect – “ Have I told you lately that I love you” Рода Стюарта, или “ I can’t stand the rain “ группы “Eruption” на модальные глаголы (заодно студенты могли узнать новое значение глагола stand). Или “ If you go away” в исполнении Нила Даймонда на Conditional I (лучшая, на мой взгляд, версия одной из лучших “good-bye songs”). Очень люблю по теме Conditionals давать песню в исполнении Роберта Планта “If I were a carpenter and you were a lady … “ .

В мою книгу по public speaking тоже включен песенный материал. Возможно, тексты песен не представляют особо большого вызова с точки зрения грамматической сложности, особенно на продвинутом уровне изучения языка, однако они оказываются высокомотивационным средством для вовлечения студентов в процесс овладения языком. Не говоря уже о том, что они активизируют правое полушарие мозга и методику “parrot fashion learning”, которое многие западные методисты считают основным современным методом изучения иностранного языка. Используя, однако, эту методику, я не основываюсь исключительно на ней, признавая значимость и определенную долю логического понимания языковых явлений. Но это уже к теме не относится.

Один из любимых видов работы – просмотр рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса (воистину шедевр из шедевров) – “ Jesus Christ Superstar”. В зависимости от направленности факультета, соответственно формулирую тему сочинения-эссе, следующего за обсуждением оперы. На факультете мировой политики оно обычно звучит как “ JCS is all about Religion, Life and Politics”. Студенты иллюстрируют историю Христа на примере Библейской версии, примерах из реальной и политической жизни. Странно, что в целом очень продвинутые, они обычно о ней не знают, за исключением одного – двух. Хотя и не очень странно. После прохождения темы они обычно дико на нее «западают». Другой вид работы, также несколько косвенно связанный с музыкой, это просмотр фильма Милоша Формана “Amadeus”, обсуждение и завершение темы написанием эссе “Genius and Mediocrity: contrast and comparison”. Студенты по ходу угадывают отрывки из произведений Моцарта. Приходится в конце темы раскрывать ложность обвинений в посредственности Сальери, несправедливо опороченного с легкой руки великого А.Пушкина. Бывает интересно рассказать студентам и другие подобные легенды про великого Моцарта, например, о масонах, которые якобы его отравили. Но это все, конечно, околомузыкальные беседы, по-своему не лишенные интереса.

Т.Дз.: Алеся, я заметил, что Вы любите раскладывать вещи по градации – номер 1, номер 2 и т.д. . Почему?

А.Дж.: Ну мне нравится играть в эту игру… срабатывает левое полушарие 😉 Иногда бывает, что встает дилемма на предмет № 1. Например, извечная дилемма – Леннон или Маккартни? «Щелкунчик» или»Ромео и Джульетта» (все-таки «Щелкунчик», но иногда дилемма снова вылезает. 😉 И т.д.

А так, я уже выше называла своих самых, самых. Можно еще добавить. Моя № 1 русская песня « Как упоительны в России вечера» группы «Белый орел». Невероятно красивая и отлично исполняемая.
Песня № 1 всех времен и народов – это “Parla piu piano” Нино Рота. Из к/ф «Крестный отец». Более известна в английской версии “Speak softly love”. (Пою ее именно на английском)

Т. Дз.: Вот, вот… Вы подарили нам с Хохом Ваш диск. Как и когда Вы начали петь?

А. Дж.: На самом деле я никогда не пела, всегда уверенная, что не умею это. Не думаю, что я и сейчас очень хорошо пою. Книги я пишу лучше. Но моим друзьям нравится. Некоторые профессиональные вокалисты отзывались довольно комплиментарно. Мой коллега, известный экономист и одновременно одаренный пианист, Вадим Маршев, повез мой диск своему сыну, Олегу Маршеву, профессору консерватории в Линце, чтобы он дал профессиональную оценку. Жду с волнением и нетерпением ответа. Мой американский друг Боб Маггуайер сделал изысканный комплимент. Прослушав песню “Love me tender” , отвернулся и сказал: “ I like Elvis more “. 😉 Мне ужасно понравилось. Сподвигла меня на пение Лана Алборова. Спасибо ей. Она же рекомендовала начать брать уроки по вокалу. Я занималась всего год и то с пропусками. Поэтому диск называется “ My first steps into singing”. Возможно, когда будет больше времени, я продолжу. Это необыкновенно приятное удовольствие. Очень рекомендую.

Т. Дз.: И под конец самый главный вопрос: Что Вы скажете об осетинской музыке?

А. Дж.: Хороший вопрос. И хорошая позиция. Ведь в русскоязычной традиции (и думаю, что и в осетинской) самое главное говорится в конце (беседы, рассказа, интервью и т.д.). Скажу так – музыка, при всей ее этничности, в целом все-таки наднациональна. И это касается всех ее разновидностей, включая этномузыку. Что при этом не исключает ее национальной специфики. Вагнер был немцем и любимым композитором Гитлера. Это нисколько не снимает его восприятия другими народами, включая еврейского, наиболее пострадавшего от фашистской агрессии.
При всей открытости для самых разных культур, я стараюсь, тем не менее, в век глобализации максимально сохранять свою этничность, как с точки зрения языка, так и сохранения всего позитивного, что есть в нашей культуре. Не скажу, что могу особо похвастаться глубокими или профессиональными познаниями осетинской музыки, но свои скромные мысли все же выскажу.

Очень люблю композитора Феликса Алборова. Думаю (и здесь я «не открываю Америки»), что очень талантлива Жанна Плиева. Ее «Арвайдаен», помимо всего остального меня глубоко впечатляет. Необыкновенно одарена Лана Алборова. «Река жизни» в свое время меня очень впечатлила, помню, как долго ее слушала.

В целом, мне кажется танцевальная музыка у осетин на более высоком уровне, чем песенная (но это мое сугубо скромное имхо). Хонгæ, Симд и другие танцевальные мелодии очень колоритны, этничны и необыкновенно мелодичны. Хотя за последние годы многие очень увлекаются осетинской песенной деятельностью и, наверное, небезуспешно.
Не могу не назвать мою любимую осетинскую песню. Это «О уцы дыуае сау цаесты». Я от нее в буквальном смысле «умираю». Моя вторая любимая песня – это Хсара Джигкаева «Судзут мае цаестытае, судзут». Она особо нравится текстом и при этом, легкой, непафосной мелодией. Ее отлично исполняет сам Хсар. И Сослан Кулумбеков. Когда-то ее отлично исполнила и Инга Джиоева.

Можно было бы расширить твой вопрос, Тамерлан, и сказать о представленности Осетии и осетин в музыке. Я думаю, что, в целом, такой маленький народ, как осетины, чрезвычайно ярко представлены в постсоветской и шире, мировой музыкальной культуре. Достаточно назвать совершенно феноменальных дирижеров, увлекающих за собой все новые и новые таланты, блестящих композиторов, пианистов, необыкновенно талантливых певиц, трое из которых мои однофамильцы. Даже если и не всегда и не все обязательно исполняют осетинскую музыку и песни, они, без сомнения, все вместе – громадная глыба в общем культурологическом имидже Осетии и музыкальной культуре вообще. Пожелаем им всем новых большим успехов на национальном и международном поприще!

Т. Дз.: Ваше пожелание напоследок?

А. Дж.: Скажу так. Всем поклонникам музыки – вы правильно делаете, что любите ее. Помимо того, что она прекрасна, она еще и глубоко функциональна. Точнее, одно предполагает второе. Ибо в эстетизме есть функционализм.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск