skip to Main Content

«Осетия. Взгляд в будущее»

С 21 по 29 октября 2011 года сочинская диаспора осетин во главе с Анатолием Маргиевым с размахом отмечает свой 10-летний юбилей проведением грандиозного по количеству и масштабам фестиваля «дни культуры Осетии в Сочи».

Представители московской осетинской общины представлены на фестивале как в качестве гостей, так и в числе организаторов.

Из-за занятости я не мог находиться в Сочи длительное время и отправился туда в субботу с тем, чтобы принять участие в заседании круглого стола на тему: «Осетия. Взгляд в будущее».

Заявленные к обсуждению вопросы казались мне такими важными, что я предпочел это мероприятие всем остальным, включая концерты, выставки, экскурсии, банкеты, которыми изобиловала программа фестиваля, и которые мне, конечно же, тоже хотелось посетить.

Обсуждаемые за круглым столом вопросы вызвали интерес у многих гостей и хозяев фестиваля. Присутствовали гости не только из Южной и Северной Осетии, но и из ближних и дальних регионов России и Зарубежья, включая Германию, Швецию, США, Казахстан, Таджикистан и др.

Как только в моем выступлении стали звучать слова критики в адрес руководства Республики Южная Осетия, поднялся переполох – мне сразу указали на то, что мы собрались обсуждать вопросы культуры, а не политики. Один из руководителей стройкомплекса республики сразу обратил внимание собравшихся на то, что Каболов не имеет права говорить о патриотизме, т.к. на его совести «похищенные» на строительстве 22 млн. рублей. Вероятно ему не известно, что за аналогичные высказывания заместитель генерального прокурора Республики Южная Осетия Эльдар Дмитриевич Кокоев «01» ноября 2011 года предстанет перед судом. Предлагаю Зурабу Григорьевичу там выступить в защиту Кокоева и пояснить суду все, что ему известно о похищенных мною деньгах.

Из уважения к хозяину фестиваля Маргиеву Анатолию Дианозовичу я снял свое выступление полностью и обсуждаемые вопросы следующих выступающих лежали уже в более мягкой плоскости. Особо звучала тема сохранения осетинского языка, и здесь не на шутку досталось руководству Республики Северная Осетия – Алания и международному общественному движению «Всемирный совет осетин».

По окончании мероприятия многие просили у меня текст выступления, говорили, что их всех волнуют поставленные вопросы и тревожная ситуация в республике. Отдав единственный экземпляр текста, я пообещал остальным разместить его на сайте, и свое обещание выполняю.

Текст выступления

Для обсуждения на сегодняшнем круглом столе заявлено 5 вопросов.

  1. Проблема сохранения и популяризации осетинского языка и культуры в современном мире.
  2. Роль диаспор в построении государственности Южной Осетии: принципы и приоритеты.
  3. Геополитическое значение Осетии. Что мы можем предложить миру?
  4. Молодежь как первостепенный фактор успешного будущего Осетии. Как бороться с асоциальными явлениями в молодежной среде?
  5. Взаимодействие осетинских диаспор мира. Создание действующего международного объединения осетинских диаспор.

Все они являются актуальными, волнуют осетинское общество во всем мире, требуют концептуальной проработки и неустанного претворения в жизнь намеченных планов.

Вопрос № 1. Проблема сохранения и популяризации осетинского языка и культуры в современном мире.

На планете существует около 6000 национальностей. Каждые 2 недели одна из них исчезает. В списке вымирающих национальностей Юнеско есть наша, равно как и другие северо-кавказские народы – ингуши, чеченцы, кабардинцы, балкарцы и т.д. Усилия энтузиастов могут продлить жизнь своего языка на 200, 300, 400 лет, но в конечном счете он умирает за ненадобностью, а значит умирает и народ как нация.

Бог любит осетинский народ и каждый раз, когда мы стоим на пороге полного исчезновения, он дает нам шанс. И этот шанс наши предки использовали ценой великих усилий. Это было во время нашествия Тамерлана, это было во время смертоносной чумы. Как напоминание об этих страшных временах нам остался Задолеск и городки мертвых.

И сейчас в результате героической борьбы народа Южной Осетии, 20-ти лет испытаний судьба снова дает нам шанс – признание независимости. И дан этот шанс во имя одной единственной цели – сохранения осетинского языка, а значит и нашей культуры, традиций, обычаев, т.е. всего того, с чем мы связываем понятие нация.

В условиях независимого суверенного государства язык становится востребованным. Со временем на осетинском языке дети будут получать образование, на осетинском языке будут писать книги по истории, географии, математике, физике.

Но все это может оказаться только мечтой, ибо появились люди, которые всерьез говорят о вхождении в состав Российской Федерации, т.е. об отказе от суверенитета. Во истину орехи безумным достаются. Как вообще такая мысль могла прийти в голову? И дело даже не только в том, что они предают память людей, отдавших свои жизни за эту независимость. Сейчас мы стоим на перекрестке тех двух дорог, одна из которых – это суверенитет и сохранение нации, вторая – отказ от суверенитета и медленная смерть нации. Вот перед каким выбором мы стоим сегодня.

Последний референдум показал однозначный выбор народа – за независимость.

Вопрос № 2. Роль диаспор в построении государственности Южной Осетии: принципы и приоритеты.

В 17-летнем возрасте я уехал в Москву учиться. Сейчас мне 53 года. За 36 лет Москва не стала мне Родиной. Я до сих пор чувствую себя в гостях, а всевозможные так называемые «патриотические организации» не дают мне об этом забывать. В Осетии я дома – это моя Родина. Родился я в Хаталдоне, а родовая башня моя находится в с.Гули Куртатинского ущелья. Родиной своей я называю Осетию – это и Беслан, и Чикола, и Алагир, и Дигора, и Цхинвал, и Квайса. Примерно также думает каждый осетин, где бы он ни жил – в Москве или Сочи, Санкт-Перербурге или Уренгое, Нью-Йорке или Париже.

Когда была война в Южной Осетии все осетины сплотились вокруг общей беды. Сегодня любое обращение представителей диаспор к органам власти Южной Осетии, которое не совпадает с точкой зрения руководства Республики называют вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Юридически это действительно суверенное государство, но в душе каждого осетина это часть его Родины, в каком бы статусе она не была.

В январе 2011 года Совет московской осетинской общины совместно с Советом старейшин приняли обращение в Парламент Республики Южная Осетия. Мы просили рассмотреть и принять 3 вопроса:

  • о гражданстве РЮО для категории этнических осетин;
  • об отмене ценза оседлости;
  • об общественном контроле во время выборов Президента РЮО.

Наше обращение проигнорировали. Обозначенные нами вопросы стали основной причиной недавнего противостояния действующей власти и оппозиции. Страна находилась на грани гражданской войны. Инициатива о примирении и предложение о помощи Депутата Государственной Думы Фадзаева Арсена Сулеймановича вызвало целый шквал возмущений переходящих в оскорбления.

Я обратился в международное общественное движение «Всемирный Совет осетин» с просьбой созвать Президиум и пригласить на Ныхас стороны конфликта. Отказ. Я снова слышу, что это вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Да, это вмешательство. А кто должен вмешиваться, если не мы? Мы вмешивались: когда там была война, когда выводили людей на улицы, когда отправляли гуманитарную помощь, когда принимали и помогали раненым. Мы будем вмешиваться, когда народ Южной Осетии лишают его конституционного права на Выбор, когда фабрикуют уголовные дела против политических противников, когда без всяких оснований людей хватают на улицах, сажают в тюрьмы, избивают, а потом отпускают без предъявления каких-либо обвинений. Не за такое государство боролся народ Южной Осетии, и мы все чаще слышим от него слова разочарования и отказа от такой независимости и суверенитета. Люди не ощущают себя независимыми. Они зависят от президента, от его родственников и кумовьев, от их настроения, алчности и страхов. И мы все чаще слышим от людей, что нужно отказаться от независимости, от суверенитета. Не потому ли эта команда с молчаливого согласия и поддержки Москвы пытается поставить народ на колени, чтобы не поднимаясь с колен люди ползли и просили присоединить Республику к России.

В таких условиях усилиями руководства Республики Южная Осетия роль диаспор в построении государственности Южной Осетии сведена к нулю.

В тоже время возможности диаспор колоссальны. Использование этих возможностей в руках будущего руководства Республики.

Я вижу Осетию, разделенную условной границей на Юг и Север, без пограничников, без таможни, в сегодняшнем юридическом статусе. Южная Осетия должна быть полностью интегрирована в экономическое пространство России, не должна допускать повторения ошибок России в налоговой политике, банковской сфере, регламентах и т.д.. Не допускать монополизма, кумовства, казнокрадства. Необходима серьезная программа формирования благоприятного инвестиционного климата в самом широком смысле. Это отдельная большая тема, которая в рамках настоящего круглого стола не может быть освещена из-за нехватки времени.

По отношению к диаспорам у руководства Республики Южная Осетия должен быть один принцип – каждый осетин имеет равные права не зависимо от места проживания и в любой момент по первому обращению, ему должны без проволочек выдать паспорт гражданина Республики Южная Осетия только на основании его этнической принадлежности.
Диаспоры осетин – основной источник увеличения численности населения Республики Южная Осетия, а это главный приоритет на сегодняшний день. Если политика нынешнего руководства продолжится, то нас ждет дальнейший отток населения на Север, что ведет к краху государства.

Закономерный вопрос – что делать? У всех диаспор должна быть активная гражданская позиция. Мы должны слушать и слышать народ, мы должны вырабатывать консолидированный взгляд на вещи, объединяться вокруг него и твердо настаивать на своем. Из этого естественным путем мы автоматически переходим сразу к

Вопросу № 5, который звучит так:

Взаимодействие осетинских диаспор мира. Создание действующего международного объединения осетинских диаспор.

Хочу выделить здесь 2 слова – создание и действующего.

Я против создания какого-либо нового органа, который объединяет диаспоры. Этот орган у нас есть. Мы все вместе его уже создали, находится он в Осетии и называется Международное общественное движение «Высший Совет осетин», который раньше мы называли «Стыр Ныхас». Создавать клоны этой организации нельзя. Такой пример есть практически у всех наших соседей, которые имеют множество международных, всемирных, вселенских конгрессов, ассоциаций, объединений и т.д. Нет смысла повторять чужой негативный опыт.

Актуальным здесь является слово действующего. С этим я полностью согласен и хочу предложить направить обращение в «Высший Совет осетин» с тем, чтобы он действительно становился действующим органом. Во главе этого Совета стоят самые уважаемые старшие нашего народа. Это мудрые люди с большим жизненным опытом и знаниями. Им не хватает только рычагов, независимости и нашей поддержки.

Вот над этим надо работать, а не делать эксперименты с созданием новых структур-клонов. «Высший Совет осетин» должен так поставить свою работу, чтобы стать самой авторитетной общественной организацией для всех осетин во всем мире, решения которого являются обязательными для исполнения без всяких оговорок. А для этого Совет должен жить проблемами всего осетинского народа, а не отгораживаться фразами типа: «Вмешательство во внутренние дела суверенного государства». Вмешивайтесь, если это в интересах народа. Пригласите на Ныхас зарвавшегося чиновника и укажите ему на злоупотребления и беспредел. Откажется прийти, откажется прислушаться к здравому смыслу – объявите ему Къоды. Если правда на вашей стороне, если вы принципиальны в вынесении Тархона, мы все вас поддержим. Не нужно смотреть в рот чиновникам ни в Южной, ни в Северной Осетии в ожидании инструкций. Они не всегда вольны поступать по совести. Они люди зависимые. А вы общественная организация, и должны отражать в своих решениях интересы и мнения общества.

Только в таком случае «Высший Совет осетин» станет реально действенной организацией и объединит все осетинские диаспоры мира на благо народа.

Если гражданин России считает свои права нарушенными государством, не находит справедливого решения во всех судебных инстанциях своей страны, он обращается в Европейский суд по правам человека, Российская Федерация вынуждена с этим считаться и исполняет решение такого суда.

Что делать гражданину Республики Южная Осетия, когда государство лишило его конституционных прав, суды руководствуются указаниями сверху и вся власть сконцентрирована в одних руках. Иски к государству Республика Южная Осетия Европейский суд не принимает, и даже «Всемирный Совет осетин» говорит, что это вмешательство.

Теперь вернемся назад к

Вопросу № 3.    Геополитическое значение Осетии. Что мы можем предложить миру?

Не буду освещать вопрос нашего удачного географического положения. Об этом много сказано и повторяться нет смысла.

В современном мире все острее становятся вопросы межнациональных и межконфессионных отношений. Накал в обществе достиг очень высокой отметки. Кавказафобия стала одной из болевых точек современной России. На ней уже стали строить свои предвыборные программы партии националистического толка. Диалог культур и менталитетов не приводит к желаемым результатам.

Особое место в этой этнополитической каше занимают осетины. С одной стороны мы как и русский индоевропейский народ, преимущественно православный. С другой стороны у нас кавказский менталитет, жизненный уклад, обычаи. Эти обстоятельства могут позволить нам выступить в качестве определенного моста между двумя непонятными друг другу культурами.

В таком направлении мы и должны себя позиционировать, строя мосты между народами, культурами, конфессиями. Отдельные представители нашего народа уже давно стоят на этом пути. Наиболее яркой личностью в такой миссии является Валерий Гергиев.

Сегодняшний фестиваль также играет в этом значительную роль, и за это огромное спасибо его организаторам и инициаторам во главе с Анатолием Дианозовичем Маргиевым.

Вопрос № 4. Молодежь как первостепенный фактор успешного будущего Осетии. Как бороться с асоциальными явлениями в молодежной среде?

Я умышленно переместил этот вопрос в конец выступления, ибо считаю его самым важным и самым трудным.

Еще никто не придумал лучшей формы воспитания, как личный пример. Все изъяны, которые мы наблюдаем в нашей молодежи – это зеркальное отражение наших ошибок и нашего разложения.

К чему стремится молодежь? Если он получил образование юриста, то хочет стать судьей, прокурором, милиционером. В адвокаты идут единицы. Если молодой человек получил экономическое образование, то хочет работать в налоговой инспекции. Молодежь старается тепло устроиться, жить за счет взяток. В бизнес идут по остаточному принципу, если ничего другого не получилось. В этом виноваты мы с вами. Мы создали общество, в котором хорошо жить, а это естественное стремление каждого человека, можно только находясь у власти. И уровень твоего благосостояния напрямую зависит от уровня твоей близости к бюджетным деньгам.

В целом можно с удовлетворением отметить, что осетинская молодежь в большей своей массе стремится к знаниям, ориентирована на успех. Что мы вложим в них сегодня, то завтра получит от них наша Осетия.

В качестве мер борьбы с асоциальными явлениями я хочу выделить два пункта –

Алкоголизм. Прошу считать мои слова официальным обращением во «Всемирный Совет осетин». Предлагаю вынести решение – запретить употребление крепких спиртных напитков в святых местах, за ритуальным столом с тремя пирогами, а также во всех случаях, когда осетин произносит молитву.

Два последних года мы в Москве провели застолье в День Хетага, исключительно с осетинским пивом и никаких нареканий не было. Молодежь только приветствовала эту инициативу. Вот вам личный пример.

Наркомания. Законодательство Российской Федерации не применяет санкций к наркозависимым людям. Вместе с тем, это самая криминальная среда. Это не просто больные люди. От этих людей идет постоянная угроза для остальной части населения. Наркоманы должны подвергаться принудительному лечению с последующим периодом реабилитации с помощью тяжелого физического труда. И такую практику можно начать в условиях Южной Осетии.

В целом молодые люди требуют постоянной заботы и внимания государства, общественных организаций. Хочу отметить также большой вклад в дело воспитания молодежи отдельных выдающихся людей Осетии. Это Арсен Фадзаев, который на протяжении длительного времени ведет целый ряд программ по воспитанию молодежи.

Дзамболат Тедеев создал и финансирует школу борьбы в своем городе.

Благодаря им, множеству молодых людей улицу заменил спортзал. Вот такие конкретные дела.

В заключении хочу сказать, что каждый из поставленных в повестку дня вопросов ёмкий, требует детальной проработки и взаимодействия власти и общества. Спасибо организаторам за то, что они берут на себя такие сложные задачи, а мы все вместе должны поставить их в программы своей работы и методично претворять в жизнь.

Председатель Совета
Московской Осетинской Общины
Каболов В.В.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск