Основные правила этикета осетинского застолья
Все то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. Но кроме этого, этикет поведения за столом осетин устанавливает, что…
— Стол — святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных.
— За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья (если между ними была существенная разница в возрасте). Нарушая эту традицию, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
— Если, вне каких-либо празднований в дом пришли гости, хозяин дома (старший взрослый мужчина) садится за старшего, независимо от возраста своего и гостей. Если в доме большое торжество или свадьба, хозяин дома вообще за стол не садится. Он смотрит за тем, чтобы гостей торжества принимали как можно лучше, передавая свои замечания и просьбы распорядителю праздника.
— Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и, пользуясь принятыми традициями и нормами, вовремя останавливаться. Те же, кто напивается якобы для поддержки осетинских традиции (æгьдау) и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в позоре.
— Этикет осетинского застолья не позволяет приходить на застолье уже явно выпившем. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечают за застолье, должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Ведь они своим поведением могут испортить все застолье и настроение гостей.
Курение за столом — проявление неуважения к окружающим. Если терпеть невмоготу, всегда (после трех тостов) можно отпроситься у старших и выйти покурить.
— Свободное хождение также является проявлением неуважения к старшим и всем сидящим за столом. Правила поведения также запрещают покидать застолье без уведомления старших. Это нарушение этикета.
— Если кто-то опоздал к началу застолья, то он, согласно традиции осетинского застолья независимо от возраста, должен сесть в конце стола. Если же к застолью прибыл гость издалека, он подходит к старшим, здоровается и желает всем встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему «встречный» бокал. Гость, после короткого пожелания участникам застолья всегда встречать гостей приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.
— На официальное осетинское застолье не принято приходить в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма, и т.п.) Не подобает также делать то, что идет вразрез с общим этикетом поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими или, сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом).
— Традиции застолья осетинского народа не позволяют, произносить свои тосты или давать почетные бокалы без ведома старших, или в промежутках между их тостами. Нельзя пить «без очереди», в промежутках между тостами (исключение — если человек хочет попить воды или сока). Это ломает основы вековых осетинских традиций, давая возможность любителям напиваться возможность своевольничать за столом. Попытки выпить лишнее или заставить кого-то делать это нарушают этикет поведения за столом и должны пресекаться сразу же и вполне категорично.
— Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, то все остальные должны также встать. Лишь один, из младших остается сидеть (символически «сторожа» стол! Но как — только старший, выпив свои бокал сядет, «охраняющий стол» должен немедленно встать).
— Согласно традиции застолья осетинского народа, держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой.
Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь.
— Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем, нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций, особенно, когда кто-то заставляет выпить лишнее.
— Глава стола должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперёк стола, начиная от второго старшего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносящим тост, сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал (и чокающихся) одновременно не должно быть чётное количество. По двое или четверо пьют только на поминках.
— Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые поддерживают тост возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уæд!». Однако этикет категорически запрещает делать это на поминках.
— Если сидящий за столом видит, что старший высказывает какие-то благодарственные слова в его адрес, он, согласно правилам поведения за столом, должен встать и стоя выслушать старшего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау зæгьæд не’ппæтæн дæр» (Дай Бог нам всем).
— На стол по случаю осетинских народных праздников (Джеоргуыба, Хетæджы Бон, Реком, Уацилла и других) не кладут курятину, рыбу. Продукты, изготовленные из них, во время этих праздников осетины не употребляют. Всё мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.
На столе во время официальных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из неё продуктов (вне зависимости от вероисповедания).
— Застолья осетинского народа по хорошему поводу всегда сопровождаются весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им, согласно традиции, не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях старшие, отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-либо инструменте.
Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего навестить «Хъазт» (место веселья, танцев).
This Post Has 0 Comments