skip to Main Content

Памятник Коста нельзя прятать в «тюрьму» — мнения

Памятник Коста Хетагурову на проспекте Мира нельзя убирать в укромные закоулки города, напротив, он должен стать объектом показа для туристов и гостей города, считает доцент кафедры русской и зарубежной литературы СОГУ Людмила Белоус, изучавшая биографию и творчество поэта. По ее мнению, поэт в скульптуре изображен практически достоверно.

«Он сидит в позе, которая была для него характерна; на том месте, которое ему очень нравилось. И — это самое главное — он такой же худой, больной, изможденный, каким был поэт. И тот факт, что этот внешне несчастный человек, слабый и беспомощный, обладал такой внутренней силой, мощью, величием, что считал себя обязанным защитить свой народ, бросался на помощь тем, кому мог помочь, не жалел себя, не ныл, не плакал, только подчеркивает огромность этого человека, поэта и патриота. Именно в этом контрасте внешнего тщедушия и внутренней силищи — чудо и красота памятника», — говорит Белоус.

Эту точку зрения с ней разделяет автор проекта «Потерянная Осетия» Алина Акоефф. Она также считает, что в памятнике воплощен образ реального Коста, а не мифологизированного персонажа, во многом выдуманного уже после его смерти.

«Многие забывают, что лепка из Коста национального героя произошла в 60-е годы. Именно тогда стало стыдно вспоминать о его болезни, о его малом росте. Был создан миф о некотором горце-супергерое. Между тем, реальный Коста к этому мифу никакого отношения не имеет. К сожалению, проблема не в памятнике, проблема в головах. Нам все кажется, что если мы его спрячем, то станет лучше. Давайте тогда башни спрячем, потому что рядом шашлыки жарят. Я вообще считаю, что перенос памятника во двор музея — это равносильно предательству памяти Коста, все равно, что запереть его в тюрьму.

Этот памятник тем и прекрасен, что он открыт всем, Коста беззащитен перед людьми, да, в том числе и перед их варварством и глупостью. Он там настоящий, такой, каким он был, каким его любили. Да — больной, чахоточный, маленький, но гений. Гений, стоящий с городом и его суетой на одной земле, с грустными глазами, смотрящими на этот сумасшедший мир. На своих защитников, на своих врагов, на бедных необразованных школьников, тусующихся рядом, потому что им нечем заняться и им не объяснили, что влезать на колени к памятнику и позировать с пивасиком неприлично. На парады, митинги и манифестации. Я думаю, Коста бы мягко улыбнулся и деликатно промолчал. Он был скромный человек, но обладающий огромным искрометным чувством юмора. Жаль, что про это забывают.

По сути, проблема не в памятнике. Проблема в нас самих, мы слишком возомнили о себе, как мне кажется, взяв на себя полномочия распоряжаться судьбой чужого творения и чужой памяти. Коста — он не общий, он у каждого свой. И вот об этом надо помнить, как мне кажется. Мне будет жаль, если памятник уберут с проспекта», — сказала Акоефф.

Против переноса памятника осетинскому поэту выступила и дагестанский журналист Светлана Анохина. Не так давно она впервые посетила Владикавказ и «была в восторге от городской архитектуры, от атмосферы проспекта Мира, и, в частности, от памятника Коста Хетагурову».

«Я из Махачкалы. Из места, где городская и парковая скульптура отсутствует, как класс, где на каждом шагу понатыканы истуканы на постаментах – увековеченные в мраморе и металле руководители республики и прочие председатели колхозов-миллионеров. Во Владикавказе была впервые и просто задохнулась от нежности, когда увидела Коста. Еще подумала: ведь есть же в мире города, где живут понимающие тонкие люди, смелые люди, которые в состоянии отказаться от излишней героизации «нашего всего». Так увидеть и подать городу его главного поэта! Тут любовь должна быть, такая любовь, которая принимает тебя любым, всяким, которая не терпит украшательств и позолоты. Ваш Коста… он там не трибун, он просто усталый безмерно одинокий человек, поэт, измученный своим даром, своим служением, своей судьбой. Шел себе по бульвару, а потом силы оставили и он присел на лавочку. Он такой маленький, потому что всего себя отдал, честно черпал до донышка, не жульничал, не пытался увернуться и выклянчить себе послабление, а ведь это страшная гибельная работа – Поэт. Да у меня горло перехватило.

Не надо вашему Коста никакого постамента. Не надо его никуда переносить – он там, где должен находиться – среди людей. Не надо его омолаживать, вкалывать ему ботокс, румянить и одевать в парадный костюм – он такой, каким должен быть. И, как знать, может быть, именно это – такая нетрадиционная и очень человеческая подача образа великого поэта, как раз и сумеет повернуть людей к его стихам. Потому что все другие способы не работают – это мы знаем точно. Ни портреты на тетрадках, ни цитаты на плакатах, ни позолоченные торжественные памятники на высоких постаментах – не работают», — считает журналист.

Напомним, во Владикавказе в день осетинского языка и литературы прошла протестная акция «Коста в XXI веке». У памятника поэту на проспекте Мира собрались активные участники движения за перенос скульптуры. Большая часть из них — представители фамилии Хетагуровых.

Милана 15-Тадеева

region15.ru/news/main/2014/05/30/12-01/

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск