Полководец дипломатического фронта
В сороковой день после земной жизни выдающегося российского дипломата Виталия ЧУРКИНА мы, в Осетии, скажем о наших искренних чувствах и подтвердим свою благодарную память о нем. Его безвременный уход был воспринят во Владикавказе и Цхинвале, в осетинских селах и горных поселениях как утрата честного, смелого, незаурядного профессионала, по сути, родного каждому из нас человека.
Имя и дело, яркие, солидарные с нашим народом поступки Постоянного представителя РФ в ООН и в Совете безопасности навсегда останутся в сердцах людей. Решение руководителей Южной и Северной Осетий наградить посмертно Виталия Чуркина высшими наградами обеих республик отражает общественные настроения и по достоинству оценивает большой личный вклад дипломата в события исторической значимости.
Почему? Потому что действия Чуркина в августе 2008-го были продолжением героического сопротивления агрессору на политико-дипломатическом направлении, шли в унисон с неиссякаемой волей южных осетин к свободе и праву самим определять свою судьбу.
В исторической летописи хрестоматийным примером останется, как Виталий Иванович срывал маски с фарисейских лиц коллективного Запада, когда те взывали к соблюдению принципа территориальной целостности.
«А где вы были, когда мы с вами здесь, в ООН, обсуждали вопрос Косова? — загонял оппонентов в угол он. И с величайшей убежденностью продолжал: — Я вам должен заявить, что оснований быть признанными — исторических и юридических — у Южной Осетии и Абхазии значительно больше, чем у Косова».
Похвально, когда дипломат, представляющий свою страну за рубежом, верно и умело следует директивам политического руководства. Но трижды похвально, когда он это делает с огромным внутренним самоощущением борьбы за праведное дело, с непоколебимой верой в народ, который защищает. Именно эти качества сполна продемонстрировал Виталий Чуркин, проявив себя убежденным государственником с большим нравственным стержнем.
Уверен, если бы судьба подарила ему долгую жизнь, и если бы Виталий Иванович на склоне лет подводил итоги своей важной миссии, то он никогда бы не пожалел о том, что с главной международной трибуны – трибуны ООН – в своих многочисленных острых дискуссиях с таким достоинством и так страстно отстаивал справедливое дело Южной Осетии.
Как человек эрудированный, он знал, что бьется на стороне народа, пришедшего из глубины веков, из времен большой аланской цивилизации, который по воле предков навсегда соединил свою судьбу с многонациональной Россией. Знал он и то, что на самых крутых поворотах истории – и тогда, когда была Русско-турецкая война 1877–1878 гг., и в Русско-японскую, и в Первую мировую, и в годы Великой Отечественной – сыновья и дочери осетинского народа героически защищали наше общее Отечество.
Чуркин хорошо понимал как полководец дипломатического фронта, что, выступая в поддержку Южной Осетии, как и Абхазии, он обеспечивал стратегические, геополитические интересы России. Ведь если бы вдруг военная авантюра тогдашнего грузинского руководства удалась, то произошел бы прорыв гигантской плотины, и в эту брешь хлынули бы недружественные нам силы НАТО. После чего неминуемо наступил бы черед Абхазии. Поэтому будем помнить, что изгнание агрессора из Цхинвала и из всей Южной Осетии было не локальным региональным фактором, а имело масштабное значение для судеб народов Кавказа и южных рубежей России.
Я познакомился с Чуркиным задолго до того, как он занял один из ключевых дипломатических постов нашей страны. В период моей работы председателем комитета по международным делам еще Верховного Совета СССР он был в когорте молодых талантливых дипломатов, которые в качестве экспертов привлекались для подготовки важных материалов.
И впоследствии наше доброе общение не прекратилось. В последние годы всякий раз, когда возникала случайная (или неслучайная) встреча, мы неизменно возвращались к событиям августа 2008 года и последовавшими вслед за ними колоссальными геополитическими изменениями, непосредственным участником которых был Виталий Иванович.
В апреле 2009 года Чуркин пришел ко мне в кабинет председателя комиссии по культуре Совета Федерации РФ. Мы много говорили об Осетии, он жаждал узнать подробности того, как там идут дела, слушал с большим интересом. Под занавес встречи я вручил ему богато иллюстрированное подарочное издание «Осетинских нартских сказаний». Он был просто в восторге…
Сегодня в РЮО произошли кардинальные изменения в сфере безопасности, стабилизировалась обстановка вокруг ее границ, обретают новое качество интеграционные процессы с РФ. В этом есть и немалая лепта Виталия Ивановича Чуркина – яркого патриота России, большого друга осетинского народа, видного члена сплоченной «когорты» Сергея Викторовича Лаврова.
Александр ДЗАСОХОВ
Газета «Северная Осетия»
29.03.2017
Комментариев: 0