Рубрика РАКУРС
Свадьба – самый долгожданный и значимый праздник для осетинской семьи. Осетинские обычаи – это величественный, обращенный к сердцу народа призыв и напоминание о высокой духовности и нравственности. Но, к сожалению, сегодня национальные свадебные обряды из культа превратились в некое подобие шоу и молодежь стала забывать, что традиционная осетинская культура, связанная с обычаями, является визитной карточкой осетинского народа и несет в себе сакральный смысл (от себя, добавила). Именно поэтому я хочу рассказать о некоторых, важных обрядах осетинской традиционной свадьбы:
1)Хуызисын — снятие фаты.
Хуызисæг (снимающий фату) бывает молодым и красноречивым юношей. Как правило, хуызисæгом назначают кого-нибудь из близких. Хуызисæг берет сæры зæды хæцъил (небольшой флажок из белой материи для снятия фаты с головы невесты), который присылается вместе с тремя пирогами из родительского дома, и три раза обводит им над головой невесты, произнося при этом:
«Фарн, фарн, фарн! Семь сыновей и одна голубоглазая дочка!
Фарн, фарн, фарн! Как наседка – многодетна!
Фарн, фарн, фарн! Как медведица – плодовита.
Фарн, фарн, фарн! Семьей любима!
Фарн, фарн, фарн! Соседями уважаема!
Фарн, фарн, фарн! Семь сыновей и одна голубоглазая дочка!»
С этими словами хуызисæг поднимает фату, и люди видят лицо невесты. Сæры зæды хæцъил укрепляют над печкой, где он должен храниться постоянно.
2)Мыды къус (чаша со смесью меда и топленного масла).
Вместе с сæры зæды хæцъилом присылается и мыды къус. После снятия фаты невеста угощает старших женщин (родственниц, соседей, гостей) медом. Когда невеста угощает медом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как этот мед. После этого обычно мыды къус выхватывал кто-то из соседских мальчиков-подростков, дабы показать свою удаль, и под веселые одобрительные возгласы уносил друзьям.
После этого ритуала невесту уводят в ее комнату, где возобновляются танцы, песни и веселые шутки. Невеста обычно стоит в дальнем от входа углу комнаты «под охраной» двух молодых людей и подруги, приехавших вместе с ней из родительского дома в качестве сопровождения и поддержки.
Также всестороннюю поддержку и внимание оказывает невесте кæнгæ мад («назначенная мать»). Обычно это молодая женщина из числа соседей, заблаговременно назначается матерью жениха. Она становится настоящим заботливым опекуном невесты на время адаптации в новом доме, а очень часто остается ею на всю жизнь.
После того как с невесты сняли фату, ее можно пригласить на танец. Но чести танцевать с невестой удостаивается не каждый, а лишь уважаемый, близкий к дому жениха мужчина. Танцуют «Хонга кафт» (Танец Приглашения) — самый скромный и плавный из всех танцев.
3) Сиахсыцыд (посещение зятем дома невесты).
После того, как невесту увозят из родительского дома, вечером, жених в сопровождении близких друзей приезжает в дом невесты. Его приезда ждут с нетерпением: родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. За старшего сидит кто-нибудь из соседей или родственников, как правило, близкий гостям по возрасту. Жених привозит с собой конфеты и одаривает ими всех находящихся в доме женщин. Застолье может длиться долго, но в определенное время жених с двумя- тремя молодыми людьми должен попроситься встать из-за стола и зайти к женщинам (æфсинтæм), готовившим еду. Æфсинтæ дают им нуазæнтæ (почетные бокалы). Жениху нуазæн подносит мать невесты или старшая в доме женщина. Выразив женщинам благодарность за гостеприимство и затраченный труд, молодежь пьет за их здоровье и возвращает нуазантæ, предварительно положив в них деньги, как бы одаривая их этим. После этого они возвращаются за стол. Гостей обычно отпускают заполночь.
4) Хуындзауттæ (молодежь, сопровождающая приданное).
На второй день после свадьбы, в дом жениха привозят приданное невесты. Родственники и соседи встречают гостей танцами и песнями. В числе хуындзауттæ приезжают друзья, подруги, родственники и соседи невесты. Они поддерживают невесту в новом, пока еще непривычном для нее доме. После произношения первых трех главных тостов, старшего в доме просят разрешить привести к ним невесту, чтобы они могли пообщаться с ней. Веселье, танцы с песнями обычно не смолкают допоздна.
Раньше в день свадьбы жениху не полагалось быть дома. Это противоречило свадебному этикету. Несколько дней он находился в доме къухылхæцæга, который теперь по отношению к нему назывался фысым. После окончания свадьбы къухылхæцæг с традиционными тремя пирогами вел жениха к нему домой. В настоящее время жениха приводят к невесте на второй день. Это делают къухылхæцæг или æмдзуарджын с двумя-тремя молодыми людьми. Обязательны три пирога и осетинское ритуальное пиво. Къухылхæцæг произносит молитву за новую семью, желает им счастья, понимания и ответственности друг перед другом.
5) Сæр æмæ Бæрзæй.
Так же на следующий день после свадьбы, ближайших соседей, участвовавших в приготовлении и проведении свадьбы, отдельно приглашают в дом к жениху. Хозяин дома угощает их, произнося слова благодарности, пожелав таких же веселых праздников в домах у каждого из присутствующих.
А еще рано утром соседские ребятишки сбегаются познакомиться с новой невестой. Невеста, по обычаю, всячески привечает их: девочкам дарит украшения и заколки, а мальчикам игрушки.
Это далеко не все национальные обряды осетинской свадьбы, но самые основные, которые сохранились до сегодняшнего дня. В завершение своей статьи хочу обратиться к молодежи Осетии: соблюдайте обычаи и традиции своей нации, неважно, где вы находитесь, важно, кто вы; помните, что традиции – это культурное наследие нации, а без истории и традиций нация существовать не может.
Залина Гусова
Комментариев: 0