skip to Main Content

Сослан Варзиев: история одного мальчишки

Сослан Хаджисмелович Варзиев — советский, российский специалист в области специальной силовой подготовки в сфере физической культуры и спорта высших достижений, один из основоположников персонализации тренировочного процесса специальной силовой подготовки. Официальная деятельность началась с 1985 года в качестве инструктора и тренера по физической подготовке при ДСО (Добровольное спортивное общество) «Трудовые резервы», после уже имеющегося достаточного практического опыта собственных самостоятельных апробаций методик совершенствования тела и организма, существовавших в мире и СССР.

Родился и жил я Москве. Но, потом, моя мама, Римма Кирилловна (Крымсолтановна) Варзиева (в девичестве Кулова) перевезла в Северную Осетии в город Орджоникидзе (ныне Владикавказ), где, я ходил в школу № 27. А почему в неё? А всё потому, что эта математическая школа была рядом с филармонией, внутри которой располагалась творческая база тогдашнего состава артистов Государственного ансамбля народного танца «Алан», в котором мой отец Хаджисмел Петрович Варзиев являлся художественным руководителем и главным балетмейстером. Вот, сразу после занятий, я шел туда, а после репетиций отец отводил меня домой.

Уверен, что мне очень повезло, не только с родителями, но, и с бабушками – Ажаухан Сипкаевной Фриевой и Бадиной Дзараховной Цгоевой, которые внесли свой вклад в развитие моих определенных умений, способностей и природных талантов. Помню, как мои родители бесконечно спорили, как мне нужно лучше решать задачу по математике или, эффективнее точить карандаш, как развить мои способности в рисовании, то ли учить меня срисовывать иллюстрации великих художников, то ли рисовать только с натуры, например, вазу, тарелку и другое. Однажды, я был в дошкольном возрасте, мои родители собирались на концерт и отец оставил мне три рубля, сказав, чтобы к их возвращению я сумел максимально достоверно срисовать эту купюру. Я прекрасно помню их восхищенные лица! Отец долго носил этот шедевр в кармане своего пиджака.

Уже в 5 или 6 классе, я выиграл всероссийский конкурс детского политического рисунка. Мои родители спорили даже о том, как мне писать изложение. Мама приучала к более развернутому стилю подачи информации, а отец – как это излагалось в книгах «100 балетных либретто».

Первые уроки по освоению трех традиционных народных осетинских танцев мне в дошкольном возрасте дала моя мама, которая являлась членом московского осетинского студенческого самодеятельного ансамбля «ОССА». В этом детском возрасте, в домашних условиях, я освоил не только характерные темпераментные мужские движения и элементы непростой гасмы танца «Картули», но, и некоторые простые трюковые элементы, как, например, «кольцо» – это когда, выпрыгивая вверх, нужно изогнуться назад так, чтобы коснуться подошвой затылка. Но, при этом, для меня осталось загадкой, почему, когда мы переехали в Орджоникидзе (Владикавказ), меня родители не отдали ни в один детский ансамбль.

От рождения я всегда был подвижным и активным, и уже с детства следил за всем тем, что происходит в различных видах спорта на международной арене. В первом классе я уже знал как звучит полное имя легенды футбола бразильца Пеле. Однажды нас первоклассников собрали в актовом зале школы на встречу со студентами СОГУ факультета физического воспитания. Эти студенты стали задавать нам вопросы о спорте и спортсменах. На вопрос: «А знаете ли вы, как зовут Пеле», я, первоклассник, выкрикнул: «Эдсон Арантес ду Насименту». Я продолжал отвечать и отвечать. Окончательно я их добил, когда на вопрос «Кто такой Борис Кулаев?», я ответил – «серебряный призёр олимпийских игр 1956 года». Тут уже меня один студент спросил в лоб: «Мальчик, а как твоя фамилия?» Помню, как учителя нашей школы стояли гордые. А уже в 6 классе я знал обо всем том, что происходило в мире в автомобильных гонках формулы 1 и о звездах: Ники Лауда, Джеймс Хант, Марио Андретти… Это сегодня многие уже что-то знают об этом виде спорта, а в те советские годы, это были единицы, среди которых был я, обычный школьник шестиклассник…

Наступил момент, когда нужно было принимать решение в какой поступать вуз. Мама хотела чтобы я поступал в медицинский вуз, некоторые мои близкие родственники советовали технический. А отец, уже тогда предугадывая мои знания и способности в народном танце, посадил меня перед собой и сказал: «Тебя ждут в ГИТИСе, все знают, что мой сын пойдет по моим стопам. Педагоги ГИТИСа ждут. Им интересно тебя увидеть на балетмейстерском факультете. Но я этого не хочу. Я не хочу, чтобы ты прошел через эти жернова культуры и, я знаю, почему…». Я до сих пор помню его слова. Но, по прошествии лет, когда я стал самостоятельно рассуждать о народном осетинском танце в частности и о хореографическом разделе вообще, когда отец прочитал мои научные статьи и учебно-методические работы, он сказал, что совершил главную ошибку своей жизни – не отдал меня в ГИТИС.

В общем, я оказался в СКГМИ на строительном факультете. Позже я окончил Московский институт физической культуры и спорта. Я всегда был уверен, что посредством тех качеств, которые были во мне заложены с детства, я мог поступить в любой вуз, и быстро освоил бы любую профессию. Но, приносила бы она мне удовлетворение, это большой вопрос.

Помню свой последний зачет. Это была физика. Я забыл в такси зачетку, в которой были проставлены все зачеты, но, преподаватель, категорически отказался верить мне на слово. За 20 минут до его ухода собрать подписи других преподавателей физически было нереально. Я взял в деканате новую зачетку и положил перед собой чью-то из группы, со всеми зачетами, быстро собрал у сокурсников различные оттенки пасты в шариковых ручках. Через 5 минут я срисовал полностью все позиции зачетки с нужными подписями преподавателей и принес на зачет. Преподаватель улыбнулся и сказал: «Можете, если захотите!». Мои сокурсники улыбались, они-то знали, как я этого хотел, и, как я это смог!

Специфика моей работы менялась с годами. Сегодня – это персонализация специальной силовой тренировки спортсмена любого вида спорта. Я провожу экспертную оценку атлетического состояния спортсмена (быстрота, ловкость, выносливость и др.), которую обычно запрашивает профильный тренер чтобы подвести спортсмена к пиковой форме в самом важном соревновании сезона. Важно уберечь спортсмена от накопления утомления в мышцах и организме. Это касается не только борцов или боксеров, но и фигуристов-одиночников, толкателей ядра, фехтовальщиков. Не остаются без моего внимания и простые «разновозрастные» граждане — не спортсмены, а так называемые массовые физкультурники.

Я отдал своей профессии более 30 лет. И она является важнейшей частью моей жизни. Это уже на автомате все выстроено — смотришь на человека, оценивая его межсуставную координацию, подмечая то, как он выносит стопу при ходьбе, как держит корпус когда сидит и когда ходит, и даже как подносит ложку ко рту…

Молодежи бы я посоветовал не искать жизненную гармонию. Ее нет, потому что гармонию нужно создавать самому. А, при ее создании, важнейшим элементом является самодостаточность. Совершенствуйтесь не относительно кого-то, а только относительно себя самого. Кроме оценки сторонних наблюдателей, умейте честно и трезво сами оценивать себя.

Как ни странно, но если бы была возможность вернуться в прошлое и что-то изменить, я бы многое изменил, очень многое, очень. Верно говорили – «если бы молодость знала, если бы старость могла». Но, об этом, в моем конкретном случае, нужно писать целый трактат.

У меня много проектов, которые я собираюсь реализовать в ближайшем будущем: «Дом хореографии», «Национальная атлетическая лаборатория», «Фестиваль армейской пляски», «Всеосетинский фестиваль иллюстраций Нартского эпоса», телевизионные культурно-просветительские проекты и многое другое.

Сейчас режиссером Любовью Азаматовой снимается фильм об ансамбле «Алан», ну, и, соответственно, речь в нем заходит и о моем отце, Хаджисмеле Варзиеве. Меня пригласили быть консультантом. Идея фильма – рассказать моим соотечественникам о малоизученном нашими историками периоде в истории ансамбля «Алан». Когда сегодня в СМИ журналисты наперебой твердят о «великом прошлом» ансамбля «Алан», важно понимать, каким составом ветеранов ковалось это великое прошлое и как. За удивительно короткий срок с 1966 по 1969 годы был поднят престиж осетинского танцевального искусства, и ансамбль «Алан» вдруг оказался на одном уровне с самыми именитыми коллективами СССР, получив безупречную репутацию в стране, о чем свидетельствовали отзывы деятелей культуры и искусства регионов страны тех времен, а также статьи в самых авторитетных печатных изданиях СССР.

Важно донести до массового зрителя информацию о том, как двумя реформами ансамбль начал создаваться заново – из ГАПиТ (Государственный ансамбль песни и танца) перешел в форму ГАНТ (Государственный ансамбль народного танца), а уже в 1968 году ансамбль получил свое имя – «Алан». И как это повлияло на развитие искусства ансамбля и народного осетинского танца вообще.

Касаемо, информации о моем отце в будущем фильме, достаточно упомянуть о том, что те танцевальные темы (например, танец «Поединок»), элементы рисунка и композиции, которые сегодня используют многие ансамбли Осетии и Кавказа, были сочинены Хаджисмелом Варзиевым. Кроме того коллективы, которые более 50 лет используют движения, сочиненные Хаджисмелом Варзиевым по сей день считают, что эти движения являются народными осетинскими.

Кроме всего прочего, в фильме будут представлены интересные факты из истории становления ансамбля «Алан», и, скорее всего, будут развеяны некоторые мифы.

Материал Залины Гусовой

This Post Has 0 Comments

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Search