skip to Main Content

В Москве простились с Дзерассой Михайловной Тугановой

Проводить в последний путь выдающуюся артистку цирка пришли друзья и коллеги семьи Тугановых и московская осетинская общественность. Отпевание прошло в церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Здесь же, недалеко от храма, похоронены её родители — народный артист РСФСР Михаил Туганов и воздушная гимнастка Нина Никитас. Рядом с родителями нашла своё последнее пристанище и их блистательная дочь — Дзерасса Михайловна.

«Это одна из тех великих женщин, которая была лицом, сердцем и душой нашего народа. Это человек, который своей многогранностью, своей какой-то необычной непохожестью смогла удивить этот мир. Удивить своей подлинной красотой, своим талантом артиста, удивить своим оригинальным взглядом на эту жизнь. Когда-то я прочитал такую мысль, что очень легко идти за титанами, очень легко жить после них, потому что встав на их плечи ты становишься более великим и видишь этот мир совсем иначе и очень далеко. Вот благодаря таким людям как она мы обогащаемся, умножается значимость осетин», —  Александр Тотоонов, первый заместитель Председателя Парламента РСО — Алания.

О Дзерассе Михайловне Тугановой, артистке цирка, заговорили в Москве в начале 50-х, когда она, последовав желанию отца, стала наездницей и продолжателем его дела. Сначала она выступала в его труппе, а позднее, в 1962 году создала собственную и назвала её «Иристон».

«Я помню в начале 60-х годов, когда я был ещё студентом и учился в институте, афиши с Дзерассой Тугановой украшали всю Москву. Она стала символом красоты, величия и таланта. Я ходил тогда гордый за неё, и всем хвастался, что это моя двоюродная сестра. Она, конечно же, не была ею, и я говорил это, чтобы поднять собственную значимость, что свойственно молодым.
Много позже, когда мы отмечали её Юбилей в нашей общине, у меня родились спонтанные строки:
В ярко-белом светлом цвете
Проскакала по планете.
Все следы её в цветеньях,
Вдоль — мужчины на коленях.
Ей они очень понравились, помню. Красавицей она была в молодости — и как человек, и как артистка. Такой же она и оставалась до последних дней», — Умар Шавлохов, председатель Комитета старейшин московской осетинской общины.

Особенно сильно боль утраты почувствовали те, кто много лет выступали с ней на одной арене. Цирковая семья Дзерассы Михайловны даже после прекращения своего существования на арене, вне её оставалась преданной памяти о той блистательной поре, где и жизнь и работа были одним целым.

«Благодаря Михаилу Николаевичу Туганову я стал цирковым артистом и всю свою сознательную жизнь прожил рядом с Дзерассой, был с ней на всех гастролях. Меня взяли в труппу 12-летним мальчишкой, а ей к тому времени было 30-31.
Это была очень крепкая, удивительная любящая семья. Дзерасса очень была привязана к родителям и взяла от них всё самое лучшее. Красавица — в мать, величественная — в отца, талантливая в них обоих. Аристократка и манерами и умением держать себя.
Она умела руководить нами, мужчинами. С ней было очень легко — она всё понимала без слов. Я сам сейчас руководитель, и я могу быть резким. А вот она всегда умела делать замечание так, чтобы не обидеть.
Необыкновенно талантливая — ведь Кавказские мотивы в наших выступлениях — это всё Дзерасса придумала.
Больше всего мне запомнилось выступление в Мэдисон Сквер Гардене: мы выезжаем в бурках, танцуем на лошадях, затем гаснет свет и выезжает Она! 32 прожектора направляют на нее лучи, а там везде зеркала, и везде она, она, она!.. Я никогда не забуду этот гул 24 тысячного зала: «Уууууууу!»
Она была в этот момент королевой! Все преклонялись перед ней — самой красивой, самой прекрасной королевой цирка!» — Арсен Батиев, Заслуженный артист России.

Конная труппа «Иристон» не смогла пережить 90-е годы. Это был тяжелый период для всей страны, решение о прекращении деятельности было болезненным, но неизбежным. Но и сейчас, те, кто пришел в цирк уже после Дзерассы Михайловны, знают и помнят о великой артистке.

«Имя Дзерассы Михайловны Тугановой — священно! Это легенда нашего цирка! Её имя вписано в книгу российского советского цирка, как и имя её отца — Михаила Николаевича.
Она внесла в наш цирк действительно большую лепту. Мало кому из женщин, тем более наездниц, удавалось такое. Вечная ей память!» — Юрий Сучков, артист цирка и кино, член союза цирковых деятелей России.

Церемония прощания прошла скромно, без больших пышных почестей, в кругу самых близких и преданных людей. Всех присутствующих не покидало чувство обиды за то, что Дзерассу Михайловну не провожали как настоящего артиста аплодисментами. Ведь именно так принято провожать артистов. Не провожали её из родного цирка, не собрались тысячи людей, которые просто по определению должны были быть. Реалии сегодняшнего дня, как не самого лучшего времени нашего существования, внесли свои коррективы, с которыми, к сожалению, приходится считаться всем. Но, вопреки всем обстоятельствам, рядом с семьей Дзерассы Михайловны были родные и близкие. Большое участие в траурной церемонии принял Владимир Туганов.

«От лица дочери Дзеры Михайловны Нины хотела бы поблагодарить всех, кто пришел на церемонию прощания. У меня восхищение перед вашей сплоченностью (осетинской), отношением к тому, как вы чтите, как вы любите, как вы понимаете, как вы знали и как вы ценили ее.
От себя же скажу — в этой семье вырастают только достойные люди. Это было единение матери с дочерью, я была этому свидетелем — как дочь пронесла весь этот тяжкий крест её последних дней. Это великие люди! Крепкие духом, красивые, добрые. Все!» — Ирина Кузнецова, близкий друг семьи Дзерассы Тугановой.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск