В Москве простились с Солтаном Сафарбиевичем Дзарасовым
Сегодня Москва простилась с удивительным человеком — Солтаном Сафарбиевичем Дзарасовым. Человеком, который имел очень много званий и регалий, был одним из авторитетный ученых с мировым именем, человеком, которого безмерно уважали за прямоту, моральный стержень и человечность. Именно с уходом таких личностей ощущается по-настоящему большая утрата, утрата не только человека, а целой эпохи.
Проводить в последний путь известного экономиста и доброго земляка пришли сенатор Александр Тотоонов, полномочный представитель РСО-Алания при президенте РФ Борис Дряев, член попечительского совета Российского совета по международным делам Александр Дзасохов, члены совета и старейшины московской осетинской общины, многочисленные ученики и коллеги.
Говорить в этот день было трудно, хотя каждому было что рассказать — Солтан Сафарбиевич был очень активным и жизнерадостным человеком. Увлеченный и влюбленный в науку, у него было много друзей в научной среде. Одним из последних, с кем Солтан Сафарбиевич обсуждал издание своей книги был его друг, доктор экономических наук Георгий Николаевич Цаголов. И в тот злополучный день, когда не стало Дзарасова, они были вместе. «Когда Солтану Сафарбиевичу стало плохо, он упал. Вокруг собрались близкие, стали спрашивать как он? А он: — «Давайте о чем-нибудь поинтереснее поговорим? вы читали мою книгу?»
О его твердости характера и честности говорили все. «Попробуй прожить как Дзарасов. Попробуйте говорить правду в Советском Союзе, когда это было запрещено. Попробуйте говорить правду в постсоветской России, когда это стало еще опаснее. Попробуйте не потакать тому, кому потакают все, и оставаться при этом жизнерадостным и искрометным. Солтан Сафарбиевич жил именно так.» — Заведующий кафедрой политической экономии экономического факультета МГУ, профессор Александр Владимирович Бузгалин.
«Солтан Сафарбиевич — человек -легенда. Нам всем повезло что мы знали его поскольку в наши дни мало моральных и интеллектуальных авторитетов. Он — один из них. Мы знакомы более 50-лет. Я был еще студентом, когда Солтан Сафарбиевич Дзарасов своим неистовым энтузиазмом зажигал любую личность, которой было все равно — учиться или не учиться, но он каждого старался как-то удивить, привлечь к тому делу, чем он занимался. Это уникальный человек. Он никогда не декламировал ценности — он излучал их, его глаза постоянно горели. Он действительно был молод всегда, любознателен. Солтан Дзарасов является выдающимся человеком и для меня и для всего нашего коллектива, который обожал его просто, не то что любил». — Доктор экономических наук, директор института экономики РАН Руслан Семёнович Гринберг.
Солтан Сафарбиевич был одним из самых активных и уважаемых членов Совета старейшин московской осетинской общины. Его уход очень большая потеря и для осетинской общественности Москвы. «Московская осетинская община потеряла одного из ярких своих представителей. Нам будет очень трудно без него — без его юмора, без его ума, без его напутствия, совета. Он никогда не старался понравится всем, он всегда говорил то, что считает правильным. Он был ученый, ученый с большой буквы, он был друг, он был молодой яркий человек — никогда не отказывал во встрече с молодежью и молодежь его любила. « — председатель Совета московской осетинской общины Валерий Владимирович Каболов.
Еще много теплых и искренних слов было сказано о Солтане Сафарбиевиче. И все говорили с чувством глубокого почтения. Действительно, люди, которые были его сторонниками и, те, которые были его оппонентами, все считались с его мнением, все его уважали.
У него была удивительная судьба — от простого колхозника он вырос до большого ученого. Как-то он рассказывал студентам-первокурсникам, о том, как в далеком 45-м году, в переполненном вагоне, с мешком в руке (ни сумки ни чемодана даже в помине не было у его семьи, мешок и тот сосед подарил) ехал учится в Москву, ехал долго, целых 2 недели. Рассказывал увлекательно, с юмором. И помню, с каким вниманием его слушали, ни шороха, ни звука лишнего — он был превосходным рассказчиком и всегда был интересен…
Светлая Вам память, Солтан Сафарбиевич!
Ниже приводим статью, которая вышла к 80-летию Солтана Сафарбиевича Дзарасова:
Истины Солтана Дзарасова
10 марта исполняется 80 лет Солтану Сафарбиевичу Дзарасову – одному из видных представителей отечественной науки, известному в России и за рубежом ученому, доктору экономических наук до недавнего времени возглавлявшему кафедру экономической теории РАН.
По этому поводу состоится торжественное заседание ученого совета Института экономики Российской академии наук, на котором произойдет чествование юбиляра. В заседании примет участие делегация политических и научных кругов Республики Северная Осетия – Алания.
Профессор, лауреат Международной премии за проект конвертируемости рубля является одним из оригинальных российских экономистов, у которого всегда собственный взгляд на происходящие в стране и за рубежом события, как правило, подтверждаемые дальнейшим их ходом. Он автор более 100 работ по экономике и политологии.
Ученики Дзарасова работают чуть ли не во всех частях света. Более 30 представителей разных стран мира защитили под его руководством кандидатские и докторские диссертации.
Что собой представляет Дзарасов как гражданин и экономист-теоретик, откуда он вышел, какой дорогой по жизни шагал и как теперь видится ему наша сегодняшняя действительность?
…Он давно живет в Москве, но часто во сне видит холмы за родной Чиколой, что в Северной Осетии, где он родился 80 лет назад. Тогдашнее село в девять тысяч жителей разместилось в долине реки Урух у подножья Главного Кавказского хребта, вдали от центров цивилизации. До ближайшей железной дороги почти 50 километров, а до Владикавказа – около 80.
Горы это было первое, что он запомнил с раннего детства и полагал, что они есть везде.
Детство его пришлось на нелегкие тридцатые годы прошлого века. Учеба в те времена воспринималась как нечто неизмеримо большее, чем просто подготовка к будущей профессии. Она была путем к Знанию, то есть к тому, что должно было изменить самого человека и позволить ему изменить окружающую жизнь к лучшему. Отсюда небывалый подъем активности учащихся. Незаменимой школой для Солтана были самодеятельные литературные вечера, посвященные Байрону, Пушкину, Лермонтову, Шекспиру, Коста Хетагурову.
Осенью 45-го страна лежала в развалинах, а бедность держала каждого за горло. Тем не менее Солтан осуществляет свою мечту: в самодельных осетинских чувяках и с горстью домашних лепешек, по условиям того времени вернее будет сказать, «пробрался» в Москву. Столица открывала новые блестящие возможности, и он жадно набросился на знания, посещая лекции сразу в нескольких учебных заведениях. Вскоре, однако, пришлось убедиться, что овладение серьезной профессией экономиста (а он выбрал именно эту специальность) требует не столько напора, сколько усидчивости и систематических знаний. Но ему удалось восполнить пробелы школьного образования военной поры. Как один из лучших был рекомендован в аспирантуру, и после защиты кандидатской диссертации в 1954-м г. он вернулся во Владикавказ, полный сил и грандиозных планов на будущее.
В то время научная степень была еще редкостью, и Солтану «светила» неплохая карьера в Горском сельскохозяйственном институте, где его вскоре сделали заведующим кафедрой политической экономии. Однако спокойная академическая жизнь не притягивала того, для кого знания были средством изменить мир.
В 1955 году Солтан совершил один из трудных и нетривиальных поступков, определивших его жизнь – оставил перспективную работу в институте, чтобы занять пост председателя отстающего колхоза в своем родном селе. Многие не верили, что уже интеллигент с московскими дипломами справится с нелегким грузом забот сельского руководителя.
Но дома, как известно, и стены помогают, а он вновь находился среди своих земляков, в родном колхозе. Признанием его деловой репутации стал перевод Солтана в Северо-Осетинский обком КПСС.
Однако партийная работа не стала стезей Солтана. Его деятельность как председателя колхоза и сотрудника обкома принесла ему практический опыт, поставила перед нелегкими вопросами о природе нашего общества, его способности к эффективному развитию. Солтан видел и огромные трудовые усилия наших людей, и отмечал большие перемены к лучшему в их жизни, произошедшие на его глазах. Но не мог не заметить и «гримасы» нашей системы, проявления ее неэффективности и многие примеры бесхозяйственности. Между тем, конец 50-х – начало 60-х годов – это период подъема общественной мысли в нашей стране, подъема веры в ее возможности. У Дзарасова появилась твердая вера в то, что именно экономическая наука решит наши проблемы. Как только в 1960 году ему представилась возможность перейти на работу в прославленный МГУ, принял еще одно нетривиальное решение: Солтан отказался от высокого положения в Осетии.
Здесь его наставником и учителем в высшем смысле этого слова стал еще один наш известный земляк – заведующий кафедрой политической экономии Николай Александрович Цаголов. Под его руководством тогда осуществлялась революция в экономической науке. Создавалась научная концепция советской экономики. До сих пор наша наука больше покланялась наследию Маркса, чем использовала его. Теперь молодой коллектив из МГУ решил воспользоваться возросшими творческими свободами 60-х, чтобы попытаться применить научные принципы марксизма к познанию нашей системы хозяйства. Все это было связано с развернувшейся тогда реформой народного хозяйства под руководством А. Косыгина, в которую и надеялись внести свою лепту ученые МГУ. Естественно, что в центр внимания складывавшейся научной школы встал вопрос о природе и механизме планомерности. Весь жизненный и научный опыт определил главную тему научных интересов Солтана – соотношение централизма и самостоятельности в нашей экономической системе, которая и стала темой его докторской диссертации. Этой теме он остался верен до сих пор.
К сожалению, реформа, на которую возлагались такие надежды, забуксовала после первых позитивных результатов. Где бы ни работал далее Солтан, – а он перешел в 70-е годы в Академию общественных наук, а в начале 80-х – в университет Дружбы народов, а теперь трудится в Российской академии наук – он везде продолжал думать над тем, какие перемены могли бы повысить жизнеспособность нашего общества.
Неудача косыгинской реформы, обострение «холодной войны», замедление темпов роста народного хозяйства СССР побуждали задуматься о более широком контексте экономики. Круг интересов Солтана выходит далеко за пределы узко профессионального взгляда и охватывает также другие стороны жизни общества: философию, историю и международные отношения, без знания которых, по его мнению, нельзя иметь достаточного представления об обществе и экономике.
Провал разрядки начала семидесятых, новое обострение «холодной войн», усиление гонки вооружений, кризис социалистического содружества и война в Афганистане ставили проблемы советского общества в особенно зловещий контекст текущей истории. Все это усилило тот без того большой интерес к международным делам, который всегда был у Солтана. Все передуманное неизбежно подводило к выводу о необходимости глубоких перемен в жизни страны.
Именно поэтому Солтан, как абсолютное большинство наших сограждан, воспринял с энтузиазмом начало перестройки. Перемены действительно назрели давно, но какие? Сейчас, после опыта «окаянных» 90-х, сторонники демократических реформ той поры подчас воспринимаются как однородная масса, прокладывавшая путь ельцинским реформам. На самом деле ответы на вопрос о сути необходимых перемен давались разные.
Личный жизненный опыт, изучение экономики, истории и международной политики подводили его к необходимости замены всевластия бюрократии демократическим волеизъявлением людей. Солтан один из первых на страницах «Правды» еще в 1989 году поставил вопрос о демократической реформе в КПСС, а на страницах «Социалистической индустрии» – о создании системы социалистического народовластия. Он считал, что по этим направлением следует двигаться к созданию демократии в нашей стране. Такая реформа могла помешать правившей бюрократии направить назревшие социально-экономические преобразования в русло своих интересов.
Для обоснования своего подхода к экономическим преобразованиям и придания им большей весомости в глазах непробиваемого советского руководства он решил воспользоваться международной поддержкой. В 1989 г. был объявлен международный конкурс на проект программы экономических реформ, способный обеспечить конвертируемость советского рубля. Попросту говоря, вопрос ставился о том, как изменить советскую экономику, чтобы советский рубль стал свободно обращаться на мировом финансовом рынке наравне с валютами основных капиталистических стран. Свои проекты подали на конкурс около 600 специалистов из
23-х стран мира. Был среди них и проект Солтана. Он воплотил несколько десятилетий раздумий об оптимальном соотношении централизма и самостоятельности. Предлагалось то, что не удалось провести в ходе косыгинской реформы – соединение рынка и планирования в едином, органическом хозяйстве наподобие НЭПа
20-х годов. или современного Китая. Особое значение в его проекте придавалось борьбе с инфляцией, способной мгновенно «съесть» любое повышение уровня жизни. В конечном счете, конвертируемость рубля должна была стать результатом завоевания своего «куска» мирового рынка отечественной обрабатывающей промышленностью.
Международное жюри под председательством лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева отметила премией всего шесть работ. Одна из них принадлежала перу Солтана Дзарасова. В. Леонтьев лично торжественно объявил результаты конкурса в присутствии
М. Горбачева в США. Но его ревнивое окружение, ставившее свои интересы выше интересов общества, сделало все возможное, чтобы не допустить принятие конкурентной программы. Что касается ельцинского руководства, то о нем и нечего говорить. Оно с самого начала нацелилось на приглашение американцев для руководства нашими реформами и отечественные разработки его не интересовали. Во множестве выступлений в различных аудиториях, в печати и эфире Солтан утверждал, что рынок – это весьма суровый и сложный образ жизни, в который если прямо прыгнуть, то разобьем голову. Поэтому он выступал против опрометчивости в этом сложном деле.
Недоброй памяти «шоковую терапию» Солтан рассматривал как грубое нарушение того деликатного баланса плана и рынка, поиск которого составлял существо его экономического мировоззрения.
В свои 80 лет о Солтане Дзарасове мало сказать, что он все еще в строю. Он на передовых рубежах развития экономической мысли. Достаточно сказать, что он один из очень немногих отечественных специалистов, работы которых печатаются за рубежом. В последние годы он активно разрабатывает концепцию развития нашей экономики, противостоящую господствующему у нас «рыночному фундаментализму». Он не ограничивается ценностью опыта собственной страны, а внимательно изучает мировой опыт, заимствуя оттуда не то, что нам предлагают, а то, что нам нужно. С этой целью он находится в постоянном контакте со многими выдающимися представителями западной экономической мысли. Постоянно обсуждает проблемы с доброжелательно относящимися к нашей стране квалифицированными коллегами из Кембриджского и других зарубежных университетов.
Он утверждает, что текущий «подъем» российской экономики получен путем использования еще оставшихся от прошлого резервов роста, в особенности энергоносителей, на которые мировые цены резко выросли в последние годы. Опираясь на мировой опыт и достижения науки, Солтан разрабатывает концепцию иной экономической политики, ставящей целью общественный контроль над деятельностью крупного бизнеса и подчинение ее интересам долгосрочного развития страны в рамках планово-рыночного хозяйства. Как видим, поиск золотой середины между централизмом и самостоятельностью, подсказанный опытом председателя чиколинского колхоза, а затем теоретически обоснованный цаголовской школой, остается неизменным стержнем его мировоззрения и профессиональной деятельности.
«Времена меняются, но что-то в глубине человека должно оставаться неизменным», – быть думает Солтан, глядя на горный силуэт, такой же величественный и прекрасный, как и в детстве.
Много воды утекло с тех пор. Подобно орлу высоко воспарил он над обыденной мирской суетой. Редкое счастье иметь такой удивительно широкий кругозор, обладать столь зорким зрением.
Г. ЦАГОЛОВ, президент компании “АЙ-СИ-ЭС”, доктор экономических наук, профессор
В. КАДОХОВ, член Совета Федерации ФС РФ, доктор экономических наук, профессор.
2008 год.
Комментариев: 0