Я дух Коста искал по улицам родного города…
Коста – наше все. Коста – наш свет, наша гордость, наше достояние. Коста для осетин, как Расул Гамзатов для аварцев, как Пушкин для загадочной русской души. Слов не хватает, чтобы передать, какое значение имеет творчество Коста для осетин. В честь него даже назвали самый широкий и самый длинный проспект во Владикавказе, в честь него назван Центральный парк отдыха, Государственный университет, премия. Памятники и бюсты Коста расположены на центральной улице осетинской столицы, перед Осетинским театром, перед Центральной библиотекой, осетинской школой… Да, он как будто вездесущ, но духа Коста во Владикавказе больше нет. Он умер. Теперь памятник Коста стал местом паломничества желающих сделать аватарку с ним для ВКонтакте или Одноклассников.
Ах, да, теперь сделать фото с избитой позой сидим с Коста «по-брастки»стало сложнее. Его теперь защищает маленькая оградка по периметру. Коста стали оберегать. С ним хотят сфотографироваться, чтоб было прикольно, но его не хотят читать. Я спросил около 100 человек – «Знаете ли вы хотя бы одно стихотворение Коста?». Человек 10 вспомнили «Гино», опрошенные же школьного возраста так толком ничего вспомнить и не смогли. Удивила меня лишь одна девушка, по фамилии Тедеева, как ее зовут я спросить забыл. Я подвозил ее от селения Гуфта до Цхинвала. Она, увидев томик Коста в моей машине, стала читать мне наизусть произведение за произведением. Какая же эта была песня… Я готов был довезти ее хоть до края Света, лишь бы она не останавливалась.
Коста в Осетии больше не осталось. В прохожих я не видел поклонников его творчества. Я так и не услышал о нем ни от кого за время своего десятидневного пребывания во Владикавказе. А ведь людей как он наша земля еще не рожала. Хотя, по мне, так был один, который был как Коста – Шамиль, но и его не уберегли.
В Осетии признанных народных любимцев называют по имени. Это главный показатель народной любви. Все сразу понимают о ком речь: Коста, Чермен, Бибо, Шамиль…
Хотя я немного слукавил, о Коста я услышал дважды, и оба раза из рации местного таксиста: оператор нежным женским голосом сообщал, что клиенты ждут машину на проспекте Коста №…. Вот, впрочем, и все. А ведь совсем не сложно на каждом доме этого самого проспекта повесить гранитные плиты со стихами Коста, чтобы каждый прохожий мог хотя бы иногда остановиться и прочитать золотые слова нашего бессмертного героя.
Сегодня, перечитывая его стихи, я понимаю, что кроме величайшего таланта, он обладал еще и свойством предсказывать будущее:
Зонын, æфсæрмæй кæудзыстут,
Бавæрдзыстут мын мæ мард,
“Рухсаг у, рухсаг, – зæгъдзыстут,
Ницæмæн уал уыд дæ цард!”
Зонын, æргæвддзыстут исты, –
Мардыл ма чи дары ком? –
Алчи æфсæстæй мæ хисты
Ссардзæн арахъхъæй мæ ном.
Иу бон æгъгъæд у мысынæн,
Иу бон кæндзыстут мæ дзырд,
Уый фæстæ ферох уыдзынæн, –
Ничи уал зондзæн мæ цырт.
Специально не перевожу его на русский, кому будет надо, сделает это сам. А кто считает себя истинным осетином, поймет произведение, прочитав его в оригинале.
Коста для нас так и останется загадкой. Его нужно изучать, его нужно перечитывать, его книги должны быть настольными. И читать его надо не только потому, что задали в школе, а потому что без него осетин не осетин. Был в Карелии, и было за них приятно – изучают свой народный эпос в школе отдельным предметом, который так и называется «Калевала». Мы же вспоминаем Коста лишь 15 октября, как ни как День Рождения поэта. Это его день, а значит день гордости для каждого осетина. Все остальные 364 дня в году не для него… А должно быть иначе – Дней Коста в году должно быть 365, а раз в 4 года – 366.
Комментариев: 0