skip to Main Content

Екатеринбург. Праздник Уацилла-Праздник Святого Ильи-Праздник Земледельцев

Праздник Уацилла — один из главных праздников осетинского народа, наряду с Днем Святого Георгия и Уастырджи Хетага. Направление праздника — уберечь будущий урожай от возможных неблагоприятных фактов и явлений. 2 августа — 1-ый день праздника и длится он 5 дней, с ночи на понедельник по пятницу.

История праздника уходит в далекое христианское прошлое алан-осетин (5-9 в.н.э.). На это указывает само название праздника, в переводе Уацилла — божественный, святой Илья. Кроме того, он не просто покровитель урожая — Хоры Уацилла (Хлебный Святой
Илья). Как в русских народных верованиях, пишет профессор В. Уарзиати, где библейский пророк Илья после христианизации воспринял черты старого языческого Бога — громовика, так и в осетинской мифологии Святой Илья является грозовым Божеством.

К празднику готовятся загодя, ровно за неделю. В указанный понедельник женщины,/ выносили специально заготовленное к празднику Уацилла пшеничное зерно и на берегу проточного водоема тщательно его промывали. В силу этого ритуального действа день этот назывался Уациллайы чъириагаехсаен- «Мытье зерна для ритуальной выпечки на Уацилла». В этот знаменательный день устраивалось ритуальное жертвоприношение, подчеркивающее значимость данного хозяйственного занятия. Пока промытое зерно сушилось, на берегу устраивались танцы, ведь вместе с женщинами здесь часто присутствовала и молодежь обоих полов. Во второй половине дня женщины возвращались по домам с чистым и высушенным зерном. Готовое к помолу зерно сохраняли с соблюдением ритуальной чистоты и мололи муку на наиболее престижных -чистых мельницах. С такой же тщательностью эту чистую во всех отношениях муку сохраняли до ближайшего понедельника. Именно в этот день, спустя неделю после ритуального омовения чистой проточной водой специально сохраняемого пшеничного зерна, начинался праздник в честь Уацилла.

Обо всем этом шла речь в Обществе осетинской культуры имени Аслан-Гирея Галати, которое заседает в Доме Мира и Дружбы каждую первую субботу месяца. Председатель общества, к. ф. н. Л. П. Гаглойтэ представила участникам празднества обширную программу. Во-первых, все женщины — как члены диаспоры, так и гостьи вечера прошли мастер-класс под руководством опытных хозяек — Чочиевой Э., Гаглоевой Л. и самой Лианы Павловны по выпечке осетинских пирогов — уалибах. Это надо было видеть, как ловко лепилось тесто, какая дружная шла работа, сколько желающих было испечь пирог. Не подкачала и мужская половина. По традиции с мясом у осетин орудует мужчина. Остаев Александр неизменный главный кулинар осетинских посиделок и на этот раз не обманул ожиданий. Приготовленная им лывза была оценена на Ура.

Наблюдавший за приготовлениями к празднику координатор российско-германского проекта Хайко Фритцше с восторгом снимал действа на фотокамеру: вот лепят русские гостьи праздника — Лариса. Ольга, Галина, вот трудится руководитель музыкальной гостиной «Лея» Лия Хацкевич. Тут же старится татарочка Нора Бенсгиер. Замечательные интернациональные уалибахи стали главным украшением праздничного стола. Но прежде чем было застолье, участники вечера познакомились с еще одним подарком, приготовленным, как получилось, совместными усилиями с немецкой стороны. Речь идет о буклете «Осетины Урала», изданной в рамках российско-германского проекта «Развитие культуры толерантности в Свердловской области».

Хайко Фритцше вместе Л. Гаглойтэ рассказали о проекте, о той большой работе, которая шла в Свердловской области полтора года. От имени осетинской диаспоры руководителю проекта профессору Барбаре Ион было вручено Благодарственное письмо и памятный подарок запроведенную работу. Об этом поведала также руководитель общества. Всем участникам мероприятия были вручены буклеты с автографом Хайко. Участникам вечера приятно было услышать, что осетинская чаша «Уацамонга» пришлась немецкой стороне по душе. На прощальном банкете ее пустили по кругу как чашу мира.

Мероприятие получилось на славу. Святой Илья — Уацилла — должен был остаться доволен. Осетины, как и полагается, подошли к празднику не с «пустыми руками». Начало сбору нового урожая в виде буклетов положено. А самое главное достижение то единение на почве осетинской культуры, которое испытали все участники вечера.

Что ж Дом Мира и Дружбы приглашает всех желающих приобщиться к подобным мероприятиям каждую первую субботу месяца.

Добро пожаловать в мир осетинской культуры!

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Back To Top
×Close search
Поиск