Осетинская община Грузии после Революции роз, реалии и перспективы решения проблем
После свершения Революции роз и головокружительного успеха в Аджарии, руководство Грузии перенесло всё свое внимание на решение проблемы с Южной Осетией. Осетинское население с вниманием и осторожностью следило за действиями правительства. Целью первоначальной стратегии его было разрешение политико-экономических причин конфликта с помощью антиконтрабандной операции, направленной, в первую очередь, на закрытие Эргнетского рынка. Вместе с тем были предприняты активные действия по оказанию гуманитарной помощи, чтобы обеспечить людей, живущих в зоне конфликта, благами экономических и культурных проектов. Одновременно руководителями регионов, где компактно проживает осетинское население, были организованы митинги в поддержку президента Михаила Саакашвили. Сам президент принял у себя представителей Ассоциации осетин Грузии и председателя Союза «Ибер-Ирон». На встрече был поднят ряд вопросов по решению проблем осетин, проживающих в Грузии. Президент Саакашвили в очередной раз заверил присутствующих в решении южноосетинской проблемы только мирным путем, а также в том, что решит те проблемы, которые были подняты на встрече.
К большому сожалению, ни одна из проблем до настоящего времени не решена, а конфликт, который долгое время был заморожен, разгорелся в полную силу. Десятки людей во время военных действий погибли, в том числе и гражданские лица, что вызвало в сознании осетин воспоминание 1989-1992 годов. Народная поддержка де-факто властей Южной Осетии выросла и консолидировала народ Южной Осетии вокруг президента Э. Кокойты, который оказался единственным лидером, способным гарантировать безопасность и защиту политических, экономических и культурных интересов осетин. Предоставляемая же гуманитарная помощь из Тбилиси предстала, как попытка купить поддержку.
Власти Грузии предложили Южной Осетии осуществление односторонних социальных, экономических и культурных проектов, которые должны были принести пользу южноосетинскому населению, включая телевизионную станцию, вещающую на осетинском языке, раздачу пенсий, возобновление работы Цхинвальской железной дороги, бесплатные удобрения и гуманитарную помощь. Произнося речь в честь Дня независимости Грузии 26 мая 2004 года, Саакашвили обратился к народам Абхазии и Южной Осетии на их родном языке и призвал лидеров начать переговоры в статусе Абхазии и Южной Осетии, предложил осетинам реинтегрироваться в грузинское общество, продемонстрировав на параде мощь грузинской армии. В начале июня 2004 года различные представители грузинских властей отправились в Южную Осетию, чтобы начать выполнять обещания. Они сконцентрировали свое внимание на зоне конфликта, а в конечном итоге – на селах с грузинским населением. Их усилия были односторонними, не были согласованы с де-факто правительством Южной Осетии и СКК.
Вместе с тем, из-за контрабанды Грузия теряла значительные суммы в виде таможенных поступлений, был закрыт Эргнетский рынок. Конечно в целом он негативно влиял на политическую и экономическую обстановку в Грузии, однако есть ряд причин считать, что его существование было полезным.
В условиях повсеместно высокой безработицы и низкого уровня экономического развития, торговля на рынке служила основным источником средств к существованию для рядовых жителей этого региона. Но самым, быть может, главным является то, что Эргнетский рынок был местом, где в послевоенные годы встречались, налаживали контакты и искали общие интересы простые грузины и осетины.
Более того, по вопросу об Эргнетском рынке югоосетинские власти утверждают, что торговля на рынке была легальной, поскольку они взимали налоги с российских товаров. И эти доходы составляли большую часть бюджета Южной Осетии.
После разгрома Эргнетского рынка между Тбилиси и Цхинвали практически нет экономических связей, а также легальной торговли. Таким образом, Южная Осетия постепенно интегрируется в североосетинское пространство, одновременно изолируясь от грузинского.
Неожиданное активное вмешательство Грузии вызвало эффект бумеранга. Жителей Южной Осетии не удалось склонить на свою сторону ни сокращением контрабанды, ни гуманитарными акциями. Закрытие Эргетского рынка ударило по главной экономической артерии и, вместо того, чтобы винить Цхинвали, почти все жители его обвинили Тбилиси.
Власти Южной Осетии оценили эту операцию, как прямое наступление на независимость и безопасность.
В июле местный опрос общественного мнения, проведенный Центром социальных исследований Северной Осетии, показал, что 95% населения были против восстановления грузинского суверенитета, 96% поддерживали Эдуарда Кокойты и 78% в случае необходимости, приняли бы участие в военных действиях.
К середине июля отношения между грузинами осетинами в зоне конфликта сильно ухудшились. Антиконтрабандная операция оказала прямое воздействие на ситуацию с безопасностью, по мере того, как увеличивающееся число вооруженных людей в этом регионе нарушили атмосферу мирного сосуществования, где обе стороны чувствовали себя неуверенно.
К концу июля, после того, как Грузия обвинила Россию в том, что она ввозила несанкционированную технику в Южную Осетию, напряженность вспыхнула вновь.
Конфликт вернулся в состояние войны с перестрелками и многолетним огнем между селами. Первые гражданские лица погибли в ночь с 11 на 12 августа 2004 года, а с 18 по 19 августа было убито несколько миротворцев. Ремилитаризация зоны конфликта обратила вспять десятилетний прогресс.
Встреча премьер-министра Грузии Зураба Жвания с де-факто президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты 5 ноября 2004 года явилось значительным шагом на пути переговоров. Однако осетинская сторона, не доверяя, настороженно смотрела на выполнение взятых обязательств сторонами, так как Министерство обороны Грузии открыло в зоне конфликта центр подготовки резервистов, что противоречит духу демилитаризации.
Таким образом, события лета 2004 года подорвали хрупкое доверие между грузинами и осетинами. Для того, чтобы осетины и грузины, живущие в зоне конфликта, чувствовали себя в безопасности необходимы не только совершенная охрана правопорядка и миротворческая деятельность, но также шаги, направленные на обеспечение безопасности местных граждан.
С тех пор, как закончилась война 1989-1992 гг. Грузия не вкладывала особых усилий в рассмотрение обид осетин, связанных с жестокостями, совершенными во время конфликта. К сожалению не только руководство Грузии, но и международное сообщество оставляют без внимания проблемы и трудности осетинского населения, проживающего в районах и городах Грузии за пределами Южной Осетии, пострадавших во время конфликта. Мало, что было сделано для вовлечения в процесс гражданского общества. До сих пор усилия были сосредоточены на процессах, происходящих в зоне конфликта. По данным довоенной переписи населения 1989 года, в Грузии проживало до 100 тысяч осетин, когда в Южной Осетии осетинское население составляло 65 тысяч человек.
После массовых увольнений с работы и связанной с этим потерей приватизации, осетинское население Грузии сильно обнищало, а массовое изгнание из собственных квартир и домов заставляло осетин покидать места постоянного проживания и становиться беженцами. Были часты случаи убийства, присвоения имущества и всяких насилий на этнической почве. В стране закрылись все школы и действующий в г. Тбилиси осетинский театр, а в с. Арешперани был взорван памятник Коста Хетагурову. Грузию покинули более 60 тысяч осетин. По последней переписи населения, в стране насчитывается всего 38 тысяч осетинского населения (без Южной Осетии). Когда отношения между грузинами и осетинами более или менее нормализовались, многие из них стали обращаться в суды, чтобы восстановить свои права. Созданная в 1998 году Ассоциация осетин Грузии стала предоставлять различную помощь, в том числе и юридическую, осетинам, пострадавшим во время конфликта.
Так, например, по делу Кудухова Шалвы Цицоевича – ветерана войны, которого силой оружия выгнал из квартиры бывший легионер Нугзар Николадзе, Ассоциация выступила в качестве защиты прав старого беспомощного человека. Сильную поддержку в этом деле оказало «Общегражданское Движение Многонациональная Грузия», которое совместно с участием представителей этнических меньшинств, провело акцию протеста против коррумпированных судей и дискриминации Ш. Кудухова.
Однако, несмотря на многочисленные протесты, это дело до сих пор не решено, а наша просьба перед Президентом Грузии рассмотреть дело Ш.Кудухова так и не нашла положительного решения.
Надо отметить, что при встрече с Президентом М.Саакашвили в июле 2004 года, он нам обещал решить ряд проблем, связанных с осетинами. Ближайшее окружение Президента проявило максимум внимания. Были направлены соответствующие письма в министерства, которые, не считаясь с поручением Президента, в ущерб его авторитету направили в наш адрес похожие друг на друга ответы о невозможности решения наших проблем и выполнении обещаний Президента Грузии. В результате, положение осетинского населения в Грузии все еще остается в напряженном состоянии, а, учитывая, что осетины, проживающие в районах, жалуются на свое бесправное положение при распределении земельных участков, вызовет еще одну волну миграции. Наши обращения в Министерство по региональным вопросам (9 заявлений, в том числе 2 коллективных) до сих пор не дали какого-либо ответа.
Тем не менее, летом 2004 года Грузия сделала шаг на укрепление доверия и в одностороннем порядке обязалась способствовать возвращению осетин, перемещенных во время конфликта. В помощь 25 осетинским семьям бели выделены средства на ремонт и восстановление домов.
Однако, в этих селениях нет соответствующей инфраструктуры, работы, в конце концов в достаточной мере правовых механизмов, что сдерживает процесс возвращения.
Кроме того, в Грузии не принят ряд законов по защите прав и свобод этнических меньшинств, закон о реституции и до сих пор не ратифицирована Парламентом Грузии Европейская Конвенция о защите национальных меньшинств, что негативно сказывается в повседневной жизни осетин, у которых, к сожалению, все еще сохраняется синдром о событиях 1989-1992 гг.
Почти 15 лет осетинское население Грузии проживает в условиях нерешенного конфликта и решение его проблем на протяжении этих лет игнорировалось причем не только международным сообществом, но и властями Грузии.
Президент М. Саакашвили намеревался изменить подобное положение. Однако, как в большинстве случаев, чиновники свели эти намерения к нулю.
Вместе с тем, осетинское общество в Грузии, и в первую очередь Ассоциация осетин Грузии(как самая многочисленная и авторитетная организация), могла бы играть определенную роль медиатора. Для этого не требуется больших усилий. Для этого требуется лишь восстановление прав и достоинства осетин, их реабилитация. А это есть установление и укрепление доверия между Грузией и Южной Осетией. Известно, что там, в Осетии внимательно смотрят, как мы живем здесь, в Грузии (хорошо или плохо) и делают свой вклад. И это подтверждается неоднократными высказываниями де-факто Президентом Эдуардом Кокойты о том, что без решения проблем осетин, проживающих в Грузии, невозможно урегулирование конфликта.
Грузия, Южная Осетия и их международные партнеры рассматривают целый ряд вариантов политики и программ для смягчения и последующего разрешения конфликта. Ясно одно, что ни один из них не принесет быстрого успеха, однако с их помощью возможно постепенное создание фундамента для устойчивого мира.
Президент М. Саакашвили, выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН, призвал к осуществлению нового «поэтапного плана урегулирования», где он отметил, что наиболее эффективным механизмом обеспечения долгосрочной преемственности и целостности Грузии является создание сильной экономики… (в условиях которой) те, кто еще не уверен в том, хочет ли оставаться за пределами Грузии, будут иметь настоящий стимул и шанс получить пользу от процветающего, толерантного и преуспевающего грузинского государства».
В чем мы с ним согласны и поддерживаем.
Тенгиз Гаглоев,
председатель Ассоциации осетин Грузии
Комментариев: 0