Руководство оперативным штабом возложено…
Вот уже прошли шесть горьких, тяжелых, не утоливших печаль месяцев после Беслана. Тысячи вопросов еще остаются без ответов. Но все в республике ждут завершения работы следственной бригады (часть этой работы уже сделана, дело по обвинению единственного живого террориста Н. Кулаева передается в суд); ждут результатов парламентской федеральной комиссии под председательством Александра Торшина (к концу марта сводный доклад комиссии должен быть готов); рассчитывают, что свое, депутатское слово скажут республиканские парламентарии, которые ведут собственное расследование невиданной трагедии.
Но процесс ожидания непрост, потому что беда сотен и сотен людей не иссякает от времени. Мучительные и не дающие покоя вопросы: за что? кто виноват? – создают постоянно действующее эмоциональное поле. В нем зарождаются мольбы, претензии, запросы… И приобретает овеществленный фон все, чем болит и переполнена душа бесланцев.
Они, эти запросы, версии, размышления, передаются из уст в уста, озвучиваются перед приезжими, заново переживаются то одни обстоятельства тех дней, то другие.
И все это вполне объяснимо: потому что тот черный сентябрь остался навсегда в сердце. Потому что боль, невыносимая и невысказанная, не утихает.
Как же надо было действовать в те роковые дни? Как могла быть выстроена пирамида защиты, в которой до мелочей должно было быть продумано противодействие террористам? Уже обсуждены десятки, если не сотни, версий. Кто-то в собственных умозаключениях все расставил по местам, определив и правых, и неправых.
Но, если опуститься на нашу грешную землю, то надо вспомнить, что тезис: «у каждого своя правда» – бесперспективен там, где в дело вступает закон.
И именно тот накал правдоискательства, которым сегодня живет Беслан (а иного и быть не могло, потому что каждый из пострадавших и по-человечески, и с юридической точки зрения, и исходя из государственных мотиваций – мы-то все-таки все граждане страны – должен знать все о том, как это произошло), подвигнул газету на поиск правовой базы, которая бы пролила свет на то, как же мы все защищены от террора? С точки зрения закона.
Сообщаем, что 25 июля 1998 года президентом страны был подписан федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (№130-ФЗ), который, как гласит его преамбула, «определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом».
Закон был опубликован, за время его действия был не просто изучен теми, кому в первую очередь адресован, но, увы, и не раз применен на практике, ведь сколько уже раз страна с тех пор сотряслась от зловеще исполненных терактов…
Итак, читаем главу III закона, которая называется «Проведение контртеррористических операций».
Статья 10. Управление контртеррористической операцией
1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.
2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.
3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.
Вот здесь стоит сделать небольшое отступление. В пункте 3 названной выше статьи упоминается «руководитель террриториального органа того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции». Такой орган или группа оперативного управления (ГрОУ) в республике к моменту захвата школы действовала.
23 августа 2004 года во Владикавказе на заседании республиканской антитеррористической комиссии, на которой присутствовали полпред в Южном федеральном округе В. Яковлев, и. о. командующего Северо-Кавказским округом внутренних войск МВД РФ Е. Внуков, начальник штаба погрануправления ФСБ РФ А. Забродин, начальник Главного управления МВД РФ по ЮФО М. Паньков, главнокомандующий внутренними войсками МВД России генерал-полковник Н. Рогожкин и другие должностные лица, как раз и приняты решения не только об организации таких групп, но и порядок их действия в каждом субъекте Южного округа.
Так случилось, что только что созданной группе оперативного управления буквально через неделю пришлось не на специальных учениях, а в самой что ни на есть реальной жизни «разгадывать» алгоритм действий, продемонстрированных бандой террористов в Беслане. Все подробности и фамилии пока не называем, но планируем хронику тех трех дней опубликовать.
К этому стоит добавить и сообщение МВД России: «В связи с сохраняющейся напряженностью обстановки в Северо-Кавказском регионе по распоряжению президента страны и в соответствии с приказом министра внутренних дел России в августе 2004 года в Южном федеральном округе РФ при антитеррористических комиссиях были созданы группы оперативного управления, руководителями которых назначены наиболее опытные и подготовленные старшие офицеры внутренних войск МВД России».
Вопрос, который так часто дискутировался в общественном мнении, теперь получил определенный и четкий правовой ответ.
Возвращаемся к главе III закона «О борьбе с терроризмом». И читаем статью 12 «Руководство контртеррористической операцией».
1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.
3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
Итак, как говорят с древних времен: «закон суров, но это закон».
И потому любой, имевший на счет того, кто должен был руководить и кто руководил оперативным штабом в те трагические сентябрьские дни, свое особое мнение, должен теперь соотнести его с федеральным законом «О борьбе с терроризмом» и убедиться: руководитель республики в данном конкретном случае выполнял положенные ему по статусу государственные функции, но они совсем иного порядка, чем руководство оперативным штабом, что и подчеркивается этим законом.
… Бесланский сентябрь никогда не уйдет из памяти. Из поколения в поколение будут передаваться скорбь и печаль о тех днях. Но на нас, живущих сегодня, переживших эту беду, лежит еще и ответственность: говорить о Беслане истину, не привнося в событие пристрастный, а потому и не всегда объективный взгляд.
Публикуя сегодня несколько статей из федерального закона «О борьбе с терроризмом», газета рассчитывает, что вопрос «правых и неправых» теперь станет яснее и понятнее, поможет в размышлениях «как это было» найти правовую, а значит единственно правильную точку отсчета.
Отдел политики
газета «Северная Осетия»
Комментариев: 0