Бор-бур — омонимы или ассоциативное восприятие окружающего?
Омонимы — слова, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по назначению. (Справ. «Весь русский язык» — стр. 5).
Разумеется, можно ограничиться объяснением подобного рода, но при продолжении перечисления слов с корнем бур-бор и при более внимательном их рассмотрении наталкиваешься на иные альтернативные размышления, ведь если бы человек ограничивался только одним вышеприведенным утверждением, то мы до сих пор отдавали бы предпочтение, например, Зевсу и его деятельности по громовержению и молнепусканию, не вдаваясь в подробности физики.
I. «Назначения» к размышлению
Не применяя определенной систематизации, приведем краткий список определений с корневым словом бор. (Источники различные).
Яндекс
«Бор общеславянское. Того же корня, что бороться, борода и др. Первичное значение «хвоя» («то, что колет»), затем «хвойное дерево, сосна» — сосновый бор. («Белый Конь Апокалипсиса» Олег Гусев). Сюда можно добавить бурить по смыслу и откроем список «назначений» — колет-сверлит.
Далее. В осетинском языке (индоевр. гр. языков) бур-бор — желтый, в русском языке — бурый, коричневый (с желто-красным оттенком).
Второе «назначение» – цвет.
Борей (гр. Вогеаs — «северный») — в древнегреческой мифологии бог северного холодного ветра, сын титана астрея.
Гиперборея (гр. «Уttер Вореiа» — «за Бореем», «за севером») — в древнегреческой мифологии — легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев.
Третье «назначение» — геосакральный.
«Уырызмæг ын аргæвста бурæ нæл фыс». Точный перевод бурæ нæл фыс оказывается затруднительным, т.к. значение одного из его компонентов, а именно — «бура» неизвестно современному осетинскому языку. («О происхождении и значении сочетания «бурæ нæл фыс» в осетинском языке». Т.Л. Гуриев. Известия. Сев. Ос. НИИ. Т. XXVII. 1968 г.).
Баран – восходит к индоевропейскому шерсть. Баран буквально — «животное, имеющее и дающее шерсть». Древнерусское «боровъ» употреблялось в значении «холощенный баран».
Этимология слов русского языка Семенова
«Овцы и козы одомашнены сразу после собак, примерно за 5-6 тысяч лет до н.э. Конкретное место одомашнивания овец указать довольно трудно, но наиболее вероятные территории приручения овец — Европа, Северная Африка и Передняя Азия. Считается, что домашние овцы произошли от двух групп диких овец: муфлонов и аргали. По сравнению с горными степные муфлоны гораздо крупнее. Они буро-рыжие, без белых пятен, шерсть грубая, короткая». «Краткая история одомашнивания овец».
Четвертое «назначение» — зоологическое — не лишне будет добавить сюда и бурого медведя.
Борджиа — испанский дворянский род из Арагона, правители города Гандиа. Фамильный герб — красный (бурый) бык. Название рода происходит от поселка Борха в Арагоне, неподалеку от Сарагосы. Из этого рода вышли два Папы римских: Альфонсо де Борха (Каллист III) и Родриго Борха (Александр VI). Чингисхан из рода Борджигинов. «А так называли жителей лесов, занимавшихся собирательством? Не их ли древнбие греки называли бореадами — сыновьями бога северного ветра Бора? В скандинавских преданиях, независимых от греческих, также говорится о великане Боре, проживавшем в лесах к югу от них и о его сыновьях. Более поздние римские и греческие авторы упоминают славянское племя боранов в III в. н.э. вместе с готами совершили морские набеги на римские провинции в Малой Азии, в частности, Антинохии».
«Золото скифов» В. Янович
Это уже пятое «назначение» — этническое. Можно сюда добавить еще и местное — гидрономичеркое, например, реки Борисфен латинское название Пруссии — Боруссия и т.п. и т.д.
II. О некоторых моментах возникновения и развития слов и языка
Климатические колебания приводили к определенным геоландшафтным изменениям с последующей перестройкой флоры, что сказалось на жизнеобеспечении человекоподобных. Спуск с деревьев на землю предвещал координальные изменения в рационе питания, а именно, использование мяса в пищу дало толчок к усилению белковой интервенции, что и явилось толчком к повышению энергетического потенциала индивида с последующим отражением на его интеллектуальной активности.
«Спуск на землю» также обозначил большую степень повышенной опасности, что способствовало реорганизации всех коллективных действий индивидов в сторону усложнения структуры, самого общества. Подобное «усложнение» потребовало перехода к коммуникативным средствам более высокого порядка. Обычные звуковые сигналы явно не отражали того потока информации, которую стремился передать далеко шагнувший интеллект. Данное противоречие разродилось изобретением усложненных звукосочетаний (прообраз слов) уже дифференцирующих смысловые значения.
В подтверждение вышесказанного приведу выдержку из книги Ф.М. Березина «История лингвистических учений», где схожие проблемы (возникновение языка) были замечены и обсуждаемы уже более двух тысячелетий назад.
«Нельзя не отметить интересные рассуждения сенсуалиста (лат. sensus -восприятие, ощущение) Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Он писал: «Далее надо полагать, что сами обстоятельства (предметы) научили и принудили человеческую природу делать много разного рода вещей, и что разум (мысль) впоследствии совершенствовал (развивал) то, что было вручено природой, и делал дальнейшие изобретения — в некоторых областях (случаях) быстрее, в некоторых — медленнее, в некоторые периоды делая большие успехи, в некоторых — меньшие.
Вот почему и названия первоначально были даны вещам (возникли) не по соглашению (уговору), но так как каждый народ имели свои особые чувства и получал особые впечатления, то сами человеческие природы выпускали (издавали звуки — прим. авт., каждая своим особым образом воздух, образовавшийся под влиянием каждого чувства и впечатления».
Усложнение слов и расширение словарного запаса, возможно, шло по определенной схеме: слово — первичный смысл (явление, предмет), затем — использование слова в виде матрицы-штампа (звуков) для объяснения нового явления (предмета), связанного по каким-либо признакам или являющимся его (смысла) частью, или следствием от первичного. Далее, первичное или остается (возможна замена другим словом) или из-под него вымывается его смысл и отождествляется с новыми (-ми) явлением (предметом). Первичное слово или, в данном случае, «корневой субстрат» может видоизменяться приращением суффиксов (префиксов) (борей), поясняющим словом (сосновый бор).
С укрупнением популяции и его распадом, а затем и определением и существованием в изоляции, может закрепляться корневое слово за его первоначальным смыслом, если геопространственное место обитания особо не менялось. Уходящие группы при попадании в иные геоландшафтные зоны (с иной флорой/фауной) могли абстрагировать «корневое», но вновь приобретено-смысловое значение, и процесс повторялся (до определенных пределов).
III. Место и время «возникновения»
Первые Ноmо sapiens, вышедшие из Африки и дошедшие до Евразийского континента, столкнулись с иными, резко отличающимися природными условиями и явлениями. Например, это льды Великого Оледенения, Северное сияние, хвойный лес, иной состав животного мира. Необходимость дать им определения очевидна… нельзя исключать и контакты с неандертальцами в плане принятия их обозначений в качестве субстрата. Социальная структура их общества, изобретенные инструменты говорят об их достаточной развитости, и обвинения в их физиологической неполноценности (особенно речевого аппарата), полагаю, не повод ставить крест на вышеозвученной идее неандертальной субстратности некоторых слов (определений) как варианта.
Sapiens-пионеры, по данным ДНК-генеалогии, шли на север из района Месопотамии через Кавказ (?) на Русскую равнину примерно 50-45 тыс. лет назад в составе родительских гаплогрупп I-J и К-R (Гаплогруппа — совокупность гаплотипов, объединенная «групповой» необратимой мутацией, присущей определенному человеческому роду, т.е. потомков одного «патриарха», как правило, тысячелетия назад).
В настоящее время классификация включает 20 основных гаплогрупп — от А до Т в алфавитном порядке и сотни «нисходящих» гаплогрупп и субкладов (А. Клесов, А. Тюняев «Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии»).
Разумеется, лингвистика не дает четких объяснений для столь отдаленных времен относительно языка, на которых (Ом) говорили эти люди. Рабочая версия о принадлежности к ностратической группе более чем гипотипична, но то, что «пионеры Севера приложили руку» к определениям геоклиматических и фауно-флористических явлений, вряд ли стоит сомневаться (при этом напомним, субстратность неандертальского также не отменяется).
Наука дает примерное время распада ностратической группы на границе палеолита и мезолита (15000-12000 лет назад). Это время, когда последнее (Валдайское) оледенение шло к своему завершению.
«Обособление части ностратов на севере образует т.н. бореальную группу (индоевропейскую, алтайскую и уральскую). Возможно, их миграция в пространстве происходила разновекторно и относительно быстро, т.к. после «разлета» дальнейший генезис проходил в отдаленных друг от друга территориях, порой изолированных геоландшафтными изменениями. Таяние ледников приводило к затоплению огромных площадей Евразии. Вначале стоками рек Оби, Енисея и Лены была затоплена вся Западно-Сибирская низменность, после чего через Тургайскую ложбину воды этих сибирских рек хлынули в Аральское море и начали затопление Туранской низменности… «Поскольку в это время еще не существовало пролива Босфор Фракийский, затоплению подверглись значительные пространства Русской равнины…» «Незатопленными оставались Урал, Волжская, Среднерусская и Валдайская возвышенности и Донецкий кряж, ставшие относительно крупными островами. Затопление должно было «загонять» население на эти «острова». Возможно, именно это является причиной обнаружения археологами на территории Русской равнины смешения культур позднего палеолита в рамках одного поселения» (Карнаухов А.В., Карнаухов В.Н. «Евразия в период перехода от оледенения к Голоцену».
Инст. биофизики клетки
«…анализ пратюрских названий деревьев, зверей и рыб указывает на локализацию тюрской (алтайской) прародины на Ордосе» (Пустынное плато в Вост. Азии. Территория КНР) или «…по реконструкции П. Хайд для приуральского языка не восстанавливает ни одного названия лиственного дерева». Но для финно-угорского (Урал, гр.) достояния он реконструирует названия вяза. Поэтому места расселения уральцев П. Хайду ищет в таких местах зоны тайги, где при преобладании еловых лесов встречаются кедр и пихта. Разумеется, в Восточной Сибири такие места существуют издавна, но в Западной Сибири они появляются начиная со среднего голоцена. Таким образом, зону обитания уральцев П. Хайду определил в Западной Сибири, откуда после распада праязыка финно-угры двинулись на юг в западному Приуралью, к устью Камы и истокам Печоры, где встречается вязь. (Ю.В. Норманнская, А.В. Дыбо «Лексика природного окружения в уральских языках». Стр. 44, 233). Соответственно, индоевропейская локализация — это Балканы и северо-запад Черного моря.
Именно в восточной части Европы и идет аккумулирование слов с корнем бор. Правда, надо заметить, что и в тюрских языках (алтайская группа) есть наличие схожего слова штпап (бур-ур) — темнохвойный лес.
IV. Реконструкция ассоциации
Итак, позволим себе гипотетические реконструкции с выделением предкового определения слова бор.
Перманентная миграционная деятельность была основой жизни древнего человека. Ориентиром служили небесные тела: солнце, луна, звезды.
Первое замеченное направление — восход-закат. Первое осязаемое при продвижении на север (из Африканского континента) — холод, т.е. юг — тепло, север — холод — принятая новизна в систематизации определения сторон света.
Разумеется, холод выделили бы в первую очередь определенным звукосочетанием, но в дошедшем до нас списке его нет, есть лишь намек —«холодный, северный ветер — Борей». Стало быть, его архаичное определение (холод) было утеряно и заменено иным значением (скажем, вторым), значением (направление — территория) – север, итак, Бор — север… и связанные с ним ассоциации: северный лес — сосновый Бор, климатическое явление — Борей (ветер, дующий с севера).
На этом, как бы, ассоциации с севером заканчиваются и начинается следующий этап «третьего поколения» (ассоциации), но связанных с хвойным лесом.
Хвоя — колющий элемент и его сопоставление с палкой, вращательные движения которой вызывают огонь — бур (бурить). Пламя огня желто-красного характера. Медведь, живущий в лесном боре и отличный от других южных пород цветом — бурый медведь. Цвет запекшей крови — бурый. Бурым также была короткая шерсть муфлона… достаточно четкое определение слова «боровъ», как «холощенного барана» в славянском и непереводимое в осетинском «бурæ нæл фыс» объясняется временем распада индоевропейской группы языков и перехода от присваивающей к производящей экономике, т.е. возникновение зачатков животноводства. Образование климатических условий, близких к современным и возникновение современного степного пространства способствовало переходу от охоты к полукочевому скотоводству. Соответственно, часть индоевропейцев, а, точнее, его индоиранская ветвь (в основном), осваивая просторы степи, отходит от леса (бора). Долгое пространственно-временное «автономное плавание» индоиранских племен способствовало стиранию из их памяти почти всех предыдущих определений слова бор, кроме одного — цветного бор-бур — в современном осетинском — желтый.
Этноносимый признак к названии рода Бораетаз и Нартского эпоса можно рассматривать с дуальной позиции: либо это представители северных лесов и лесостепи (бораты), впоследствии составивших круг первых земледельцев в экономической структуре причерноморских историко-археологических сообществ, либо это расовый показатель, на что указывают описания первой группы нартских героев — «бурхил» Дзерасса, Ахсар Ахсæртаг и др.
Заключение
Смысл вышеизложенного в следующем:
а) омонимы — это группа слов, возникших не по случайному стечению обстоятельств, а логическая цепь предопределенностей в жизнедеятельности людей, развития его творческих способностей в плане коммуникативных взаимосвязей (между индивидами);
б) эволюция развития интеллекта до высот ассоциативного мышления и отражение данного процесса в словотворчестве, в частности, на примере вышеприведенного списка (с корнем бор);
в) возможность использования, как материала (на примере «списка»), косвенно отражающего и подтверждающего некоторые исторические события, скажем, в миграционной деятельности групп человеческой популяции.
Надеюсь, дальнейшее, более углубленное изучение вопроса поможет выявить его скрытые потенциальные стороны.
08.01.2013 г.
Аслан Бязыров
Комментариев: 0