Легенды о царциатах: эпос осетинсксого народа
Фольклор осетин, формировавшийся в течение многих веков, многообразен по своему содержанию. Наиболее значимое место в фольклоре занимают мифы, они представлены во всефольклорных жанрах: в легендах, эпических сказаниях, сказках, обрядовых песнях, притчах, причитаниях, пословицах и поговорках.
Наиболее развернутые представления о мировоззрении содержатся в эпических сказаниях осетин, которых сохранилось три: поэма о Нартах (Нарты Кадджытæ), сказания о Дердзанта (Даредзанты таурæгътæ) и легенды о Царциатæ (Царциатæ таурæгътæ). Все три произведения отражают одну мифосистему, в них одни мифологические образы, небожители – зэды и дуаги, но сходных сюжетов почти не встречается. В сказаниях о царциата есть упоминания и нартовских героев, хотя они встречаются лишь как дополнение или объяснение некоторых элементов. Наиболее популярным и содержательным эпическим произведением по праву считается поэма о Нартах. Эпические сказания о Царциатæ более архаичны, но менее популярны, чем нартовский эпос. Они известны только осетинам и до сих пор остаются вне поля массового исследования.
Царциатæ как предшественники осетин в горной части Северной и Южной Осетии были известны ученым ещё в конце XIX столетия. Но интерес к ним и ограничивался этим упоминанием и рассказами о богатых захоронениях (могильниках) царциат. Они погибли каким-то невероятным, магическим образом, поэтому обо всём необычном, вызывающем удивление, осетины говорят: «Мæнæ царциаты диссæгтæ!» — «Вот чудеса царциатские», – писал исследователь Григорий Филиппович Чурсин в своем этнографическом очерке об осетинах [1925].
Большинство записей рассказывают о гибели Царциатæ Но в 20-х гг. прошлого столетия известный осетинский писатель Чермен Бегизов начал записывать первые фольклорные тексты о Царциатæ. После его смерти его дело продолжили потомки его фамилии – Василий и Дудар Герасимович, записавший на протяжении 42 лет от многих сказителей огромное число сюжетов. Один сюжет был записан Лади Газзаты в 1925 году. Эпические сказания о царцаита повествуют о возникновении Вселенной и о возникновении жизни на земле, об образовании Солнечной системы, о появлении человека и его борбе за выживание. В них рассказывается о появлении различных обычаев и традиций.
Если по всей Осетии встречается не более десятка мест, связанных с нартами, то вряд ли можно найти место в горной части Осетии, где бы не встречался топоним, связанный с царциатами. В Южной Осетии «Царциаты калак» — «Город царциатов» – у с. Едыс, «Царциаты къуыпп» – «Холм царциатов» – в с. Сба, «Царциаты къуылдым» – «Пригорок царциатов» у с. Бритат, «Царциаты къæдзæх» – «Скала царциатов» у с. Стырфаз, «Царциаты уæлмæрдтæ» – «Кладбище царциатов» у с. Хсайнаг Ерман и др. В Северной Осетии с царциатами связаны поселения и могильники в сёлах Чми, Саниба, Кани, Дзивгис, Лац, Хилак, Зынцар, Унал, Архон, Закка, Галиат, в Трусовском ущелье (Джимара) и др. Как видно, география распространения царциатских памятников весьма обширна, эти памятники располагаются исключительно в горной зоне Осетии.
О распространенности легенд о царциатах в недалеком прошлом говорят упоминания о них в многочисленных пословицах и поговорках, употребляющихся в речи осетин до настоящего времени. Царциатæ воспринимались реально существовавшим народом, предшествовавшим, по утверждениям сказителей, нартам и нынешним осетинам, о чем свидетельствуют пословицы и присказки, в которых нет ни мистического, ни сказочного оттенка: «Царциатæ – цæрддзугæнæг, сæ мыггаг – æвæстаг» – «Царциатæ – кочевники, их род – не оставивший потомков»
«Царциаты сæфт æмбисондæн у» – «Гибель царциатæ – урок (для будущих поколений)»
«Царциаты сæфт фесты» – «Исчезли (погибли), как царциатæ»
Некоторые пословицы характеризуют численность и мужество царциат:
«Царциатæ ссæуы» – «Царциатæ идет», т.е. идет много народа
«Царциатæ æмæ Нарт фаты фындзмæ сæ риу дардтой, карды коммæ – сæ бæрзæй» – «Царциаты и Нарты к острию стрелы подставляли свою грудь, к острию меча – свою шею»
Бесспорно, что без знания и хождения в народе соответствующих текстов и сюжетов, пословицы не сохранились бы, ведь никто не понимал бы их смысла.
Эпопея нартов и царцаиат заканчивается сюжетами о гибели обоих народов. Основной мотив гибели нартов связан в божьим гневом. Согласно одним вариантам, нарты возгордились, перстали почитать небожителей (зэдов и дуагов) и самого Бога. Они подняли дверные косяки, чтобы Бог не подумал, что они кланяются ему, перстали молиться. Тогда Бог сотворил ласточку и послал её к нартам узнать, за что они обиделись на него. В своем ответе нарты сказали так: «Много услуг мы Богу оказали, а он нам ни разу не показался, теперь пусть выходит, никак нельзя нам, чтобы не сразиться».
Подобный ответ посланцу Бога дают и царциатæ: «Мы сами себе и Бог, и всё остальное. Многих благ вы нас лишили. За свое благо от нас забирали в три раза больше благ. И хотя бы один раз вы показались перед нами». В результате и нартам, и царциатам удалось разгневать Бога. Хотя он в итоге не предстал ни перед нартами, ни перед царциатами, однако показал и тем и другим свою силу. Бог наслал на скот царциат бесплодие, в результате чего они лишились скота. Но выступление царцаиат против Бога стало ещё яростнее. Тогда Бог наслал на них новое испытание: как и у нартов нивы царциат зеленели днем, а ночью осыпались. После преодоления и этого испытания, Бог наслал на них болезни, женское бесплодие. В конце концов, Бог разверзнул землю, из которой на царциат обрушилась горячая лава.
Но перед тем, как уничтожить нартов, Бог предложил им выбрать свою судьбу: «Всех до единого истребить или оставить плохое потомство?» нарты выбрали смерть, ответив: «Лучше всеобщая погибель, чем плохое потомство.» Царциатæ же Бог такого выбора не дал. Царциатæ сами просят Бога оставить хотя бы память о них: «Мы погибаем, но пусть имя наше останется здесь.» После гибели царциат снег на вершинах гор больше не растаял, превратившись в вечные ледники. Места же обитания царциат заняли уайуги—великаны, которые стали злейшими врагами нартов. Но они погибают от неведомого недуга, и нарты хоронят их рядом с царциатами. А имя царциат, как и просили они Бога, сохранилось в памяти людской. Может ли это быть подсказкой нам: на Кавказе два крупных потухших вулкана, и один из них – Казбек. Последнее его извержение произошло в 650 году до н. э. А после извержения вулкана возможно наступление так называемой «вулканической зимы»…
Большой интерес представляет и само название эпических сказаний – «царциатæ/царцатæ». Название «царциатæ» характерно для иронского диалекта и образовано по правилам данного диалекта, когда во множественном числе перед суффиксом -тæ появляется гласная –и–. По мнению самих сказителей слово «царци/царца» происходит от имени первого героя этого эпоса Цæрддзу (Царддзу), Цæрцо (Царцо), Царци, означающий «кочевник», видимо, по созвучию с осетинским «цæугæцардгæнæг» — «кочевник». Но народ Царциатæ не были кочевым. Единственным кочевником можно назвать первого на земле человека – Царддзу/Цæрцо/Царци –, и но то, кочевал он до тех пор, пока не женился на первой женщине Бонвæрнон. «Цæрцо стал охотиться, готовил шашлыки на костре, а Бонвæрнон присматривала по дому. У них появились дети и от них произошли Царциатæ (по имени Цæрцо).»
По этимологическому словарю В.И. Абаева «цæрдзу кæнын» значит «скитаться, бедствовать, страдать, метаться». Не потому ли, что горестным был конец царциатæ, имя их прародителя сохранилось в осетинском языке с таким негативным смыслом?..
Материал подготовлен по статьям Ф.М. Таказова
Комментариев: 0